О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
14.03.2019

Эффективная организация деятельности предприятия. Экономические отношения в деятельности человека

Начало статьи

1. Экономические отношения в деятельности человека

Вся экономика предприятия базируется на том, что «источником первичной эффективности является превосходство возможностей группы над биологическими возможностями отдельных людей в физическом и социальном контексте» [6, с. 53]. И вся экономика определяется отношениями между людьми: членами групп, агентскими отношениями – отношениями принципал-агент, отношением между собственником и менеджментом, отношениями между собственниками6. Отношениями, при которых возможности предприятия превосходят суммарные возможности входящих в них индивидов, если бы они осуществляли свою деятельность индивидуально. Иначе предприятия были бы просто не нужны.

Вся история человечества показывает два вида экономических отношений между людьми – альтруизм/эгоизм [42] и соответственно два вида экономической деятельности – экономик дара/обмена [43]. Подобные дихотомии в отношениях людей вызывали большой интерес и рассматривались издавна. Их отмечали и Ф. Теннис (1887) – Gemeinschaft/Gesellschaft [44], и Э. Дюркгейм (1893) – органическая/механическая солидарность [45], и М. Вебер (1912) – Vergemeinschaftung/Vergesellschaftung [46], и многие др. А первые предпосылки этого были вероятно показаны А. Смитом в его классических трудах «Теория нравственных чувств» (1759) [47] и «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) [4].

Исторически развитие человечества начиналось с родовой общины с доминированием отношений альтруизма и экономикой дара. Далее, с развитием разделения труда и вытекающего расширения производства, оно далеко вышло за рамки родовых общин, между людьми, уже не сходящихся в родственных отношениях, стали доминировать отношения эгоизма, стала развиваться экономика рыночного торга (обмена).
В 1890 году Ф. Бастиа писал: «Есть два рода человеческих отношений: одни подчинены принципу симпатии [альтруизма], и мы оставляем их в области морали, другие возникают из личного интереса [эгоизма], существуют между людьми, даже не знающими друг друга, но обязанными только взаимной справедливостью, и определяются добровольно и свободно установившимся соглашением. Эти-то соглашения последнего рода [обмена] и составляют область политической экономии. Основать эти отношения на принципе симпатии так же невозможно, как невозможно было бы положить принцип личного интереса в основу семейных и дружеских отношений» [48, с. 287]. Но отношения альтруизма и экономика дара с развитием капитализма никуда не исчезли, более того, начиная со второй половины прошлого века экономистами стало осознаваться, что, как писал Г. Саймон7, «особая форма альтруизма – верность группам и групповым целям – оказывается особенно распространенной в человеческом поведении и имеет прямые и значительные последствия для функционирования экономики» [49, с. 97].

Экономика рыночного обмена хорошо известна, поэтому в разделе 1.1 рассмотрим экономику дара, в разделе 1.2 – отношения альтруизма и эгоизма. В разделе 1.4. рассмотрим как эти отношения развиваются в рамках малых производственных групп. В разделах 2.3.1-2.3.2 рассмотрим отношения между собственником и наемным персоналом, и отношения внутри кооперативных и партнерских групп.

____________________

6 Отметим, что в настоящей статье отношениями между собственниками затрагиваются только очень ограниченно.

7  Г. Саймон – лауреат Нобелевской премии 1978 года «За новаторские исследования процесса принятия решений в рамках экономических организаций».

Введение << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.1. Экономика дара. Первобытная община и производственный коллектив

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как проводится декомпозиция высших целей?


04.12.2018 18:47   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Современная организация: дерево целей – дерево стратегий

Декомпозиция высших целей не может проводиться в принципе - высшие цели являются «неразложимыми», «непредметными». Любые высшие цели, например, повышение прибыли, повышение капитализации, занятия лидирующих позиций в рыночных нишах, и др., невозможно разложить на компоненты.
Необходимо не проводить декомпозицию высших целей, а находить такую систему предметных целей (разработка, производство и реализация конкретных продуктов, средств их производства), достижение которой и обеспечит достижение высших целей предприятия. При этом цель - это предвидимый результат и средства его достижения, как технологические, так и институциональные. Цель без адекватных средств - это, как отмечал еще Гегель, - «пустая цель». И здесь целый комплекс проблем (в большей части социальных), которые необходимо разрешить, и краткий ответ на Ваш вопрос невозможен. Этот ответ можно найти в наших последних статьях, а еще лучше напишите на наш адрес info@corpsys.ru.



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2019 CopSys.ru