ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(52)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Эффективная организация деятельности предприятия. Экономика дара

Начало статьи

1.1. Экономика дара. Первобытная община и производственный коллектив

 

Экономика дара зародилась в первобытных общинах, общей целью которых было коллективное выживание и развитие – в одиночку челок выжить просто не мог. Эта экономика признает ценность не предметов удовлетворения потребностей человека, а даров передаваемых от одного человека к другому. Больший статус община давала не тому человеку, который имел или производил большие предметы, а тому, который производил большие дары другим членам общины [43]. Такая экономика возможна только если община сплочена на достижение своей общей цели, а если это цель выживания и развития, то именно сплоченность и обеспечивает достижение этой цели. Члены общины (группы) не имели каких-либо расценок на производимые предметы, ценность имел общий результат, выражающийся в условиях жизни и безопасности группы, и именно на его достижение и направлялась деятельность членов группы. И взаимные вклады участников, и вклады участников в результат группы, и вклад группы в результаты участников, рассматриваются здесь как естественные и необходимые дары. Если рассмотреть описанные Моссом принципы такой экономики дара, то они заключаются в следующем [50]:

  • В экономических и правовых системах, предшествовавших нашим, не установлен обмен имущества, богатств и продуктов просто в форме рыночной торговли между индивидами.
  • Дары почти всегда облекались в форму подношения, великодушно вручаемого подарка, хотя за этим всегда крылись обязательность и экономический интерес. Никто не волен отказаться от предложенного подарка. 
  • Получатель обладает чем-то вроде права собственности на все, что принадлежит дарителю. Эта собственность выражается и воспринимается как духовная связь.
  • Отказаться дать, пригласить, так же как и отказаться взять, тождественно объявлению войны; это значит отказаться от союза и объединения.
  • Дар реально составляет частицу природы и субстанции дарителя, принять нечто от кого-то – значит принять нечто от его духовной сущности, от его души. Сущность дара обладает над вами религиозно-магической властью.
  • Возмещение дара осуществляются преимущественно в добровольной форме, подношениями, подарками, хотя, по сущности, они строго обязательны. 
  • Всякий дар должен возмещаться с избытком. Процент общего «избытка» колеблется от 30% до 100% в год8.
  • В любом обществе природа дара обязывает к определенному сроку. Дар с необходимостью порождает понятие кредита.
  • Невозмещенный дар принижает того, кто его принял, особенно если он заведомо принят с умыслом не возмещать. Индивид, который не смог вернуть долг, теряет свой ранг и даже ранг свободного человека – может попасть в рабство. 
  • Слишком щедрые дары представляются оскорблением, сила нашей морали направлена на ликвидацию бессознательного и оскорбительного превосходства богатого «жертвователя».
  • Связь, которую дар устанавливает между дарителем и получателем дара, слишком крепко соединяет обоих. Получатель оказывается в зависимости от дарителя.

Как видно, это и очень мягкая, и очень жесткая система экономических взаимоотношений. Ответный дар никак не определен и, с одной стороны, он доброволен, с другой – строго обязателен: санкции – вплоть до закрепощения в рабство. Такая экономика – это во-первых, расширяющаяся экономика: ответные дары существенно превышают исходные, во-вторых, в ней практически исключен эффект «безбилетника»: отказаться от дара и остаться в стороне невозможно, тем более невозможно не произвести более значимый ответный дар. В результате формируется тесная группа сплоченная взаимными моральными обязательствами, своими ценностями, нормами и принципами деятельности. Мосс не рассматривал вопрос численности группы, но понятно, что численность должна быть достаточно мала, иначе контроль осуществления и возвратов даров со стороны группы будет просто невозможен.

При этом такую систему невозможно ввести директивно. Ведь «с принципом каждый для всех никто не станет работать даже и для себя» [48, с. 287]. Принцип Каждый для всех работает только тогда, когда этим принципом руководствуются все участники деятельности, а не тогда, когда выпускается подобная формальная инструкция. Такой принцип работает только в рамках коллектива, сплоченного на достижение общей цели, и только при производстве даров строго всеми членами коллектива. С другой стороны, такая система еще более сплачивает коллектив моральными обязательствами.

Институт экономики дара применительно к современной деятельности подробно рассмотрел Ш. Хорват в своей статье «Духовность и богатство: две миссии экономической науки» [51]. Он отмечал, что рыночная экономика есть следствие конкуренции людей, когда каждый преследует прежде всего свой собственный интерес и балансирует даваемые и получаемые полезности. Когда же товары становятся дарами, они способны удовлетворять духовные потребности. При этом духовное богатство может создаваться и накапливаться только путем подарочных трансакций, которые обладают тремя компонентами: дарение, принятие и возврат. В противоположность рыночному обмену участники не могут использовать друг друга для достижения своих эгоистичных целей. И экономические науки должны более интенсивно исследовать свойства экономики дара. Ведь «путем дарения создаются духовные взаимоотношения» [51, с. 46]. А путем обмена никакие духовные ценности, взаимосвязи людей не создаются. Более того, если бы мы искали наиболее выгодные варианты обмена, «Если бы действия определялись исключительно внешним вознаграждением и наказанием, то люди вели бы себя подобно флюгерам, постоянно меняя направления, чтобы приспособиться к сиюминутным влияниям, набрасывающимся на них. Они будут поступать непорядочно с беспринципными индивидуумами и достойно с честными, либерально с либералами и догматично с авторитариями» [52, с. 180-181].

Можно отметить, что институт рыночной экономики лишь обеспечивает сделку обмена – стороны могут даже не знать друг-друга и никогда больше не встречаться. В то время как экономика дара сама во многом формирует институт за счет создания духовных ценностей. «Дар – это не только что-то полезное, он должен содержать некое духовное сообщение. Подарок – это нерыночное явление, но и не внеэкономическое» [51, с. 46]. И это особенно важно в рамках производственного коллектива. Ведь отношения обмена, кроме того, что не создают духовных ценностей, еще и требуют существенных трансакционных издержек на выявление интересов сторон и согласование сделки обмена. Экономика же дара практически не имеет издержек на трансакции дара – только на поддержку взаимности даров – на поддержку института дара. Возможно поэтому «многие, главным образом теоретики постмодерна, считают, что на смену эффекту материального изобилия, характерного для эпохи индустриализма, вновь может прийти усиление влияния экономики дара» [51, с. 47].

В заключение раздела заметим, что дар производится без каких-либо непосредственных оценок и согласований – с точки зрения современной экономической теории – без трансакционных издержек. Экономика дара – это самоорганизация ориентирующаяся на внутренние потребности группы. Человек производит то, что ценно для других и вызывает ответные еще более ценные дары. И без невидимой руки рынка.Экономика дара – это внутренняя самоорганизация.

Внутренний потребитель – его оценка «ответными» дарами – определяет деятельность без внутреннего рынка – без внутренних сделок с большими издержками. Субъективная оценка каждого членов группы на получаемые дары превращается в объективную (продукт не реализуется для внешнего потребителя). Развитие первобытной группы осуществляется без притока результатов деятельности из других групп – без общественного разделения труда, и с ограниченным разделением труда внутри группы: численность группы ограничена. И только эти два фактора ограничивают развитие группы.

С общественным же разделением труда общины превратились в предприятия ориентированные на внешнего потребителя, на создание ценности для него с минимальными издержками для себя, на получение от потребителя необходимых ресурсов. Только, ввиду принципиальной невозможности тесной совместной жизнедеятельности деятельности коллективов различных предприятий, экономика дара будет приносить огромные трансакционные издержки. Поэтому, поскольку создаваемая ценность продуктов предприятий многократно превышает транзакционные издержки обмена продуктами между предприятиями, возникшая рыночная экономика (между предприятиями) эффективнее экономики дара.

Но предприятия остались и будут оставаться социальными организациями со своими внутренними потребностями, ориентированными на собственное развитие, которое первично. И здесь остается только проблема численности, проблема собственности на общие ресурсы.
В настоящей статье мы не касаемся вопросов внешнего рынка (между предприятиями), отметим только, что в рыночной системе субъективная оценка каждого из внешних потребителей превращается в объективную. Это самоорганизация системы предприятий, в которых каждое ориентируется на потребности других, на приток ресурсов из них.

____________________

8 Таких темпов роста не знает ни одна современная экономика мира.

1. Экономические отношения в деятельности человека << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.2. Отношения альтруизма и эгоизма в деятельности группы

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024