ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(101)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(49)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

3. Производительные силы, капитал человека и критерий эффективности. Концептуальные основы.

3. Производительные силы, капитал человека и критерий эффективности

Производительные силы человека в любом предприятии — движущая сила механизма любого предприятия — определяются достигаемым личным результатом человека: предвидимым (во многом подсознательно) повышением жизненного капитала человека в ходе его последующей деятельности [Жемчуговы, 2021a]. По Беккеру «прибыль» человека определяется как «приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [Беккер, 1993, с. 41]. В предприятии, «если человек получает ровно столько, сколько потратил, у него нет стимула, чтобы участвовать в кооперации, так как у него нет чистой «прибыли». То, что он получает взамен, должно давать ему — с точки зрения его потребностей — больше, чем он вложил» [Барнард, 2009, с. 59]. Таким личным результатом человека в предприятии являются и материальные и финансовые выгоды, и выгоды от сопровождающего труд досуга и общения, и выгоды от использования ресурсов предприятия в личных целях. Это уже отмеченная выше «моральная проблема» О. Харта и Б. Хольмстрёма, или, по определению Оливера Уильямсона — оппортунизм: «Под оппортунизмом я понимаю преследование личного интереса с использованием коварства. Подобное поведение включает такие его более явные формы, как ложь, воровство и мошенничество, но едва ли ограничивается ими. Намного чаще под оппортунизмом подразумеваются более тонкие формы обмана, которые могут быть активными и пассивными, проявляться ex ante и ex poste» [Уильямсон 1996, с. 97]. А также все другие выгоды за вычетом неизбежных издержек труда и других издержек, включая «запретительные издержки»4. И чем выше предвидимое повышение его жизненного капитала (совокупной ценности всех его составляющих), тем выше и его производительные силы5 — это критерий личной эффективности деятельности человека.
Соответственно для повышения эффективности предприятия необходимо обеспечить повышение всех получаемых составляющих внутреннего и внешнего капитала человека и обеспечить их корреляцию с целями предприятия. При этом основные составляющие жизненного капитала человека включают [Жемчуговы, 2020; 2021a]:

Внутренние составляющие капитала: психо-физиологический (включая интеллект, эмоциональное насыщение), духовный (включая свободу, честь, совесть, смыслы), институциональный (ценности, нормы и принципы совместной жизнедеятельности), когнитивный (гуманитарные, научно-технические, предпринимательские, знания и навыки, ноу-хау), время (невосполняемый ресурс).
Внешние составляющие капитала: семья, социум (материальная и нематериальная среда, социальная среда, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность), домохозяйство, обособленное предприятие, социальный капитал, власть, материальные, финансовые и нематериальные объекты собственности, заключенные договоры (в т.ч. и контракты с предприятием).
При этом производительные силы предприятия, эффективность предприятия, определяются только производительным трудом человека — трудом, направленным на достижение целей предприятия. А «если вознаграждение носит случайный характер и не зависит от производительных усилий, то организация не будет стимулировать производительные усилия; и если вознаграждение отрицательно коррелирует с производительностью труда, то организация будет подвержена саботажу» [Alchian, Demsetz, 1972, p. 778]. Необходимо создание ситуации (организации, института - «правил игры» [Норт, 1997]) при которой максимальное повышение капитала человека обеспечивалось бы при производительном труде.
______________
4 Термин «запретительные издержки» принадлежит Л. Гурвицу [Измалков, Сонин, Юдкевич, 2008] и определяет издержки, нивелирующие получаемые человеком выгоды от отклонений от норм предприятия, невыполнения заданий и распоряжений руководства, использования ресурсов предприятия в личных целях - «запрещающие» такую деятельность.

5 Это положение объединяет теорию ожиданий В. Врума, модель Портера — Лоулера, теорию справедливости С. Адамса, и др.

2. Основы деятельности предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> 4. Два базовых типа организации

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

18.04.2024 Построение и анализ организационной структуры предприятия
В статье проведен современный анализ вопросов построения и анализа организационной структуры предприятия. Рассмотрена фундаментальная проблема сопротивления ... далее

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024