Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Распределение результатов деятельности предприятия. Концептуальные основы
5.4. Попытки нематериальной мотивации при противоположности интересов
В жизненный капитал человека входит целый ряд нематериальных составляющих и их повышение поднимает производительные силы человека. Однако необходимо учитывать два момента. Так Р. Райен и Э. Деси предлагают, например, давать человеку не свободу, а лишь внушать «ощущение свободы... ощущение по крайней мере некоторой степени личной автономии в отношении поведения и его результата» [Ryan, Deci 2017, p. 155], что недопустимо8. Однако развитие естественных ценностей человека при противоположности интересов будет неизбежно приводить к снижению неестественных — прибыли предприятия.
Первым мотивом деятельности человека еще в докапиталистический период было развитие его социума. И сейчас, если коллектив осознает и разделяет общественную необходимость цели, обеспечивается «сверхнормативная активность» (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания)» [цит. по: Андреева, 2001, с. 228]. Практически это осуществляется формулирование высокой миссии предприятия [Жемчугов, 2010]. Однако в большинстве предприятий это только лозунг для попытки повышения результатов персонала. «Мы поступаем так, как будто громогласно заявленные убеждения много значат. Но поступки говорят громче слов. Оказывается, что людей нельзя обмануть. В наших самых мимолетных действиях они ищут проявления стереотипов и у них достает мудрости не доверять словам, которые в каком-либо отношении расходятся с нашими делами» [Питерс, Уотермен, 1986, с. 95]. А если руководство ориентировано на прибыль предприятия любой ценой, то его персонал будет ориентирован на личную прибыль любой ценой [Питерс, Уотермен, 1986]. Реальная ситуация в большинстве своем не обеспечивает существенного повышения результатов предприятия с противоположностью интересов.
_________________
8 При этом, как отмечал Арнольд Гелен, «обрести чувство собственного достоинства, необходимое, когда человек берет на себя ответственность за дело, нельзя, находясь под внушением, что внутреннее продуманное формирование собственных мотивов — это лишь самообман, за которым скрывается просто целесообразный объективный процесс, который и имеет место "в действительности". … Ведь человек дискредитирует себя, если он определяет себя как личность, осознающую себя жертвой самообмана, в которой "на самом деле" происходит нечто совсем иное, осуществлению чего служит этот самообман» [цит. по: Франкл 1990, с. 123].
__________________ Версия для печати
|
|