ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(113)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(56)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Современная организация: целеполагание и целеосуществление 1. Слагаемые социального управления

1. Три слагаемых социального управления
 
Пригожин так определяет три слагаемых социального управления, существующих в строгом единстве [1]:
1) Целевое воздействие.
2) Самоорганизация.
3) Организационный порядок.
Целевое воздействие состоит из целеполагания и целеосуществления – всякая деятельность должна определяться постановкой целей, а результат процесса управления состоит в достижении запланированного результата. «При этом цели, задаваемые управлением, не могут быть прямо выведены, вычислены из объективного хода развития какой-либо социальной системы (общества, организации), ибо их содержание неизбежно оказывается под воздействием интересов (личных, коллективных, общественных), преобладающих в данных условиях» [1], что собственно было четко определено еще Белинским.
 
Целевому воздействию подвержены все социальные системы: конкретный индивид (который также может рассматриваться как социальная система), малые группы, включающие индивидов, организации, включающие малые группы, государства, включающие организации. При этом их интересы и цели различаются. Конкретный индивид, входящий в группу, исходя из своих интересов, ставит перед собой и реализует одну цель, группа в целом – другую, организация – третью, и т.д. «но процесс, который в итоге возникает, оказывается самосовершающимся» [1]. Отметим, однако, вопрос о том, что понимать под самосовершением, самоорганизацией, да и под целью в каждом случае.
 
Самоорганизация индивида на достижение своих целей присутствует практически всегда. В естественных организациях, образующихся для достижения общих интересов и целей индивидов, в которых цели группы и ее членов идентичны, самоорганизация также возникает всегда. Однако в искусственных группах и организациях, перед которыми ставятся внешние цели, самоорганизация на достижение внешних целей возникает далеко не всегда, поскольку интересы и цели, на которые направлена деятельность членов организации и поставленная внешняя цель в общем виде различны. В такой организации сама собой возникает только самоорганизация на достижение общих личных целей, и деятельность группы на достижение внешней цели будет определяться, если нет согласования целей, только внешними организующими воздействиями – организационным порядком. Самоорганизация группы на внешние цели будет только тогда, когда эти цели будут гармонизированы с личными интересами и целями членов группы. Точнее чем более будет гармонизация целей членов группы и внешней цели (а она все же практически всегда присутствует в искусственной организации), тем выше будет самоорганизация группы на достижение внешних целей. Тогда группа будет действовать как субъект социальной деятельности с групповыми интересами, групповыми потребностями, групповыми нормами, групповыми ценностями, групповым мнением, групповыми целями [2]. Эти групповые интересы, нормы, ценности, идеалы, формируются только со временем, и формируются только те, которые позволяют членам группы достигать своих личных целей. Это организационная культура группы, которая направлена на достижение личных целей членов группы, а если они гармонизированы с внешней целью группы, она направлена и на внешние цели группы. Такого положения, что организационная культура группы направлена на внешние цели группы, но не направлена на личные цели ее членов, в природе существовать не может.
 
Таким образом, самоорганизация в искусственной группе, организации, присутствует практически всегда, но ее направленность на цели группы, организации, зависит от гармонизации целей членов организации и самой организации. Если внешние и личные цели гармонизированы – самоорганизация группы будет направлена и на достижение личных целей, и, опосредовано, на цели группы, организации. Таким образом, в эффективной организации должна формироваться гармонизация целей коллектива и самой организации, формироваться организационная культура, направленная на цели организации, необходимы внешние организующие воздействия, необходим формальный порядок деятельности – директивно проводимые в организации принципы, нормы, правила – организационный порядок.
 
Организационный порядок – это система норм и правил поведения в организации, внешне заданных по отношению к работнику [1]. Собственно к организационному порядку можно отнести и внутренние нормы работника, они не менее даже более важны, чем внешние. В любой искусственной организации присутствует формальный организационный порядок: формальные нормы, принципы, системы мотивации, которые и обеспечивают целенаправленность деятельности членов организации, и со временем формируется соответствующие внутренние нормы - требуемая организационная культура. К сожалению «Ценность организационного порядка у нас невелика, должностные инструкции и положения о подразделениях составляются приблизительно и часто не соответствуют реальным обязанностям работников. Поэтому там, где западный рабочий, инженер, служащий склонны обращаться к правилам, россиянин обращается к начальнику» [1], соответственно у нас и больше проблем с организационной культурой. И организация без действующего формализованного организационного порядка не может претендовать даже на стадию раннего расцвета жизненного цикла по Адизесу [3].
 
Создание формального организационного порядка особенно важно в новой организации, когда культура еще не сформирована, или когда она недостаточно направлена на цели организации, организационный порядок обеспечивает и достижение целей, и формирование самой культуры, если достижение целей организации обеспечивает и достижение целей коллектива, и самоорганизацию коллектива.
 
Требуемый организационный порядок может формироваться и профессионально, даже до создания самой организации, и стихийно со временем, методом проб и ошибок. Первый вариант возможен, когда уже имеется опыт аналогичной деятельности, который и закладывается в основу организационного порядка новой организации. Но при инновационной деятельности такого опыта нет, возможен только второй вариант – формирование требуемого порядка методом проб и ошибок. Но и при этом необходимо использовать общие принципы построения эффективной организации, тогда ошибок будет существенно меньше и у зарождающейся организации будет больше шансов выжить и стать успешной организацией.

                                                    СОДЕРЖАНИЕ >> 2. Уровни управления и их цели

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024