О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
09.08.2018

Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия. Ключевые положения

Начало статьи   Международный журнал
"Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Ключевые положения. Организация как надстройка над базисом


Формальная организация

Формальная организация должна раскрывать принятые ключевые положения парадигмы предприятия, доводить их до каждого руководителя, каждого сотрудника, обеспечивать достижение принятых целей на всех уровнях предприятия. При этом, если не будет четких ключевых положений (а в настоящее время они в большинстве предприятий неформализованы), то разработчикам организационной документации (а это и руководители нижних уровней, и специалисты) будет трудно разработать необходимую для достижения целей предприятия формальную организацию, а собственнику будет невозможно контролировать ее. Такое положение приводит к тому, что формальная организация бывает просто оторвана от жизни, существует сама по себе, не оказывая никакого влияния на реальную деятельность. Ключевые положения должны являться являются конституцией предприятия, а формальная организация – его действующими законами [4]. Понятно, что формальные нормы не могут быть одинаково ориентированы на всех. «Необходимо ввести такое законодательство, которое позволяет увеличить совокупный доход и при котором общий выигрыш победителей уравновешивает общую потерю побежденных» [25, с. 139]. Только тогда формальная организация будет приниматься к исполнению.

Формальная организация имеет соответствующую иерархию: «Формальные правила включают политические (и юридические), экономические правила и контракты. Иерархия этих правил – от конституций до статутов (законодательных актов) и обычного права, до законодательных постановлений и распоряжений и, наконец, до индивидуальных контрактов – составляет общие и конкретные ограничения» [25, с. 68]. Политические правила в самом широком виде определяют иерархическую структуру и наиболее важные характеристики контроля за процедурами. Экономические правила устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности. Контракты содержат условия конкретного соглашения по обмену [25]. Поэтому «те формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов, проистекают из структуры прав собственности» [25, с. 74]. Таким образом базисом парадигмы предприятия являются производственно-трудовые отношения, в первую очередь, отношения собственности. Предприятие, в котором всеми правами собственности обладает собственник, и предприятия, в котором права собственности определенным образом распределены – это совершенно разные предприятия с разными конституциями, функционирующими на разных принципах, обеспечивающие разные результаты в конкретной внешней среде.

Контроль соблюдения ключевых положений со стороны собственника сравнением соответствия формальной документации ключевым положениям парадигмы. Большую роль здесь играет и корпоративная система предприятия – управление и автоматизированный контроль бизнес-процессов предприятия, который уже заложен во многих корпоративных систем, например, в 1С. Она же ведет и детальный учет экономических результатов подразделений и предприятия в целом. Отметим, что и построение этой системы, ее адекватность ключевым положениям парадигмы, должно проходить под контролем собственника или третьей стороны. Желателен и контроль ключевых положений парадигмы третьей нейтральной стороной [4] – внешним аудитором.


Неформальная организация

В реальной деятельности предприятия основную роль имеет именно неформальная организация, ведь не важно, что написано в формальных документах, важно то, как реально осуществляется деятельность. Ч. Барнард, который впервые ввел понятие «неформальная организация» отмечал, что «неформальная организация абсолютно необходима формальным организациям» [38, с. 221]. А в предприятии, «где не успела вырасти скоординированная с формальной организацией неформальная, обеспечить эффективную и рациональную кооперацию практически невозможно» [38, с. 223]. Однако неформальная организация не может существовать без формальной: «Формальная организация – ключевой фактор порядка и стабильности, неформальная организация – ключевой фактор жизнеспособности» [38, с. 284].

Управление неформальной организацией намного сложнее, чем формальной: «Формальные институты могут быть изменены официальным решением, а вот то, как изменяются неформальные институты, мы все еще не вполне понимаем» [27, с. 81]. При этом неформальные правила не поддаемся точному описанию, но они имеют большое значение [39]. И «проще описать формальные правила, создаваемые обществом, и следовать им, чем описать неформальные правила, которыми люди структурируют свои взаимоотношения, и следовать этим правилам» [25, с. 56]. При разработке требуемого институционального порядка необходимо определить необходимые ключевые положения в виде организационного кодекса неформальной организации, который должен приниматься целиком, которому должны следовать руководители организации [38, с. 271], положения, которые и смогут обеспечить «эффективную и рациональную кооперацию» по достижению целей предприятия. Этот кодекс должен иметь большое значение и при подборе кадров – принимаемые сотрудники должны разделять его положения, что позволит существенно снизить издержки при институционализации новых кадров.

Контроль соответствия неформальной организации (институционального порядка) ключевым положения кодекса в основном осуществим с привлечением нейтральная стороны – внешнего независимого аудитора.


Контракт – как документ формальной организации

Юридически собственник никак не может контролировать «деятельность». Он может контролировать выполнение условий контрактов персоналом. Назначение контракта состоит в том, что «что сторона-нарушитель всегда должна предоставить пострадавшей стороне такую компенсацию, которая делает невыгодным нарушение контракта» [25, с. 81]. При соответствующем контроле исполнения контракта «индивидуальное поведение в организациях, включая поведение руководителей, будет зависеть от характера этих контрактов» [40, с. 308]. Ведь «контракты отражают структуру стимулов и анти-стимулов, коренящуюся в структуре прав собственности (и механизмов их обеспечения)» [25, с. 70]. В более широком смысле «контракты не только создают четко очерченные рамки, позволяющие получить эмпирические свидетельства о формах организации (и, следовательно, являющиеся основным эмпирическим источником для проверки гипотез об организации), но и ключом к тому, каким образом участники обмена будут структурировать более сложные формы организации» [25, с. 75].

Соответственно основное управление предприятием со стороны собственника – это формирование ключевых положений парадигмы предприятия, включаемых в контракты менеджмента, и контроль исполнения контрактов – контроль реально действующих ключевых положений парадигмы предприятия.

Базис парадигмы предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> Выводы

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Гарантия на консалтинговые услуги при расторжении договора?


07.08.2018 9:09   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Современная организация: менеджмент услуг

Все гарантии сторон и при расторжении договора, и при завершении работ по договору, оговариваются в самом договоре, никаких других гарантий, кроме установленных договором, существовать не может.
   Гарантии в договорах на консалтинговые услуги даже при завершении работ по договору устанавливаются достаточно редко. Это определяется тем, что в договоре результат консалтинговых услуг подавляющего большинства консалтинговых компаний, определяется как разработка и передача Заказчику каких-либо материалов. Наша компания, в отличие от других, определяет результат договора консалтинговых услуг как заданное повышение выработки предприятия (суммы прибыли и средств оплаты труда), достигаемое предприятием Заказчика в ходе проведения наших консалтинговых услуг, и это повышение фиксируется в договоре. Фиксируются и финансовые гарантии нашей компании по достижению заданного договором повышения выработки.



Наши новые статьи

15.08.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

16.06.2018 Управление предприятием как социальной системой Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
Настоящая статья посвящена решению проблемы управления предприятием как социальной системой. Показано, что постановка цели социальной системы, разработка ее стратегии и структуры, обеспечивающих достижение поставленной ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru