Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Организация: человек, стратегия, структура 12 Формирование организационной культуры12. Формирование организационной культуры
Формирование организационной культуры организации, соответствующей цели поставленной перед организацией, - это задача высшего руководства, но основную роль в этом играют не слова и формальные документы, а сама деятельность высшего руководства. Питерс писал: «Лишь очень немногие из нас не согласятся с тем, что дела говорят громче слов, мы ведем себя так, как будто провозглашение политики и ее осуществление − это синонимы. … Мы поступаем так, как будто громогласно заявленные убеждения много значат. Но поступки говорят громче слов. Оказывается, что людей нельзя обмануть. В наших самых мимолетных действиях они ищут проявления стереотипов и у них достает мудрости не доверять словам, которые в каком-либо отношении расходятся с нашими делами» [20].
Это четко подтверждается Эдгаром Шайном [35], который считает, что первичные факторы, которые определяют организационную культуру, это факторы практических действий руководства:
- точки концентрации внимания высшего руководства;
- реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации;
- отношение к работе и стиль поведения руководителей;
- критериальная база поощрения сотрудников;
- критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.
А то, что провозглашает руководство, это только вторичные факторы:
- структура организации;
- организационные процедуры;
- формализованные положения о философии и смысле существования организации.
Причем, как видно, формальные положения о философии и смысле существования организации у Шайна на самом последнем месте, а формальная структура организации относится только к вторичным факторам.
Группа, во-первых, анализирует практическую деятельность руководства организации, и только потом смотрит на то, что провозглашает руководство, что оно включает в формальные документы. Если слова руководства будут расходиться с делом, неформальная организационная культура будет направлена не на провозглашаемые ценности организации, а на внутренние потребности неформальных групп и их членов.
Формирование организационной культуры начинается с того, как реально начинает действовать руководство и, при расхождении, формируется не та организационная культура, которая формально провозглашается руководством, а та, которая удовлетворяет группу и личные цели работников при данной практической политике руководства, и это будет совсем другая культура.
Аналогично группе (п.2.), формирование организации заканчивается не утверждением формальных целей, ценностей, формальных регламентов, а формированием неформальной организационной культуры. При этом организации определяется уже не ее членами, а организационной культурой, организационная культура определяет членов организации, в том числе, и поведение руководителей – изменения, нарушающие действующую культуру, встречают сопротивление организации. Частные ценности могут начать доминировать над базовыми. Поэтому основную роль в формировании культуры организации должны иметь базовые ценности организации, они должны подчинять частные.
__________________ Версия для печати
|
|