О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
15.07.2012

Организация: человек, стратегия, структура 5

1. Система целей организации

В 1980 г. Пригожин ввел понятие трех целей: целей-заданий (внешних целей организации), целей системы (внутренних телеономические целей организации), и целей ориентации (общих и индивидуальных интересов работников, реализуемых через организацию) [3].

Проведенное изложение дает несколько другой расклад целей организации:
  • Цель учредителя.
  • Внешние цели (цели-задания) – внешние цели организации, подразделения организации, каждого члена организации.
  • Внутренние цели (цели системы) – телеономические потребности организации, ее подразделений, ее членов.
  • Осознанные цели действия (организации, ее подразделений, ее членов), – внешние цели (цели-задания), преломленные через внутренние цели (цели системы) и разум; осознанные цели, на достижение которых в действительности и будет направлена практическая деятельность организации, ее подразделений, ее членов.
В дальнейшем, по тексту, под целями организации, подразделения, человека (без их конкретизации), будем понимать именно осознанные цели действия.

Отметим, что не все члены организации, и даже не все подразделения организации, могут разделить выработанную цель действия организации (тем более, авторитарно принятую руководителем), аналогично и цели действия подразделений, хотя, при этом, могут формально и соглашаться с ними. Точно так же, как не могут в точности совпадать цель, заданная организации цель (цель-задание), и цель, принятая организацией (цель действия). Хотя, формально, может быть провозглашено и полное совпадение целей. Однако полное совпадение целей, это идеализированный вариант, пусть даже несущественно и непринципиально, но цели все равно будут расходиться.

Простейший пример. Ремесленник получил цель-задание сделать стул. Но он не может сделать просто «стул». Исходя из своих возможностей, он ставит себе конкретную и осознанную цель действия: изготовить стул такой-то конструкции, из таких-то материалов, по такой-то технологии, и т.д., с такими-то затратами времени и материалов, которые не только окупятся, но и позволят ему развить свою деятельность. И не факт, что его стул полностью устроит заказчика. А если у ремесленника будут личные проблемы и, соответственно, завышенные цели системы, он может сделать просто табуретку. Заказчику это конечно не понравится, но свои личные сиюминутные проблемы ремесленник при этом решит.
Вопрос авторитарно принятой цели действия организации, при явном или неявном несогласии с ней подразделений и членов организации, намного более сложен. Организация может начать действовать не в направлении цели, указанной руководителем, а другом, и даже других различных направлениях, принятых подразделениями и работниками. В итоге деятельность организации будет разнонаправлена и неэффективна. Вспомним басню Крылова «Лебедь, рак и щука». «Цель, чтобы быть эффективной, должна приниматься всеми, кто прикладывает усилия к ее дости­жению» [20].

С целью-заданием также имеется соответствующий вопрос. Цель-задание – это объективная потребность общества, но она вырабатывается конкретными людьми и формулируется конкретным человеком (или в конкретном документе), преломляясь через цели системы и человеческий разум. От того, как она будет выработана и сформулирована, зависит и ее действительное соответствие потребностям общества. А от того какую цель действия реально примет организация – зависит и результат – насколько результат деятельности организации будет соответствовать цели-заданию, а далее и потребностям общества. При этом реально надо рассматривать не две цели, а два дерева целей: целей-заданий и осознанных целей действия - организации, структурных подразделений всех уровней иерархии, членов организации.

Понятно, что чем больше соответствие всех целей на всех уровнях иерархии: цели-задания и цели действия организации, целей заданий и целей действия всех ее подразделений и всех ее членов, тем организация эффективнее достигнет цели, требуемой обществом, и для этого необходима организация и интеграция всех ее подразделений и всего коллектива на достижение поставленной цели.

Развитая организация (которая проводит мониторинг внешней среды) и сама может ставить себе внешние цели – выявлять потребности внешней среды – общества, и ставить цели-задания по удовлетворению этих потребностей, обеспечивать достижение этих целей, получая при этом от общества ресурсы, необходимые для поддержания деятельности и организации, и всех ее членов, для развития организации - самоорганизация.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация: человек, стратегия, структура"

Стр. <<   1 2

01.12.2016 0:14  А.Т.

Можно ли определить менеджмент как человеческий фактор?

01.12.2016 10:04  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Можно сказать, что в менеджменте существует два направления: "механистическое" и "человеческое".

Первое рассматривает человека как "рабочую силу" и базируется формальной организации, директивном руководстве на наказании за отклонение от формальных норм и директив. Оно имеет особое распространение при безработице, монопольном положении предприятия, "выгодных" госзаказах, во всех случаях, когда человеком движет страх перед наказанием или увольнением.

Второе рассматривает человека как творца и базируется на поощрении, такой формальной организации, которая обеспечивает цели и человека, и предприятия, на самоорганизации и самоуправлении, на высокой организационной культуре.

Второе направление и позволяет определить менеджмент как "человеческий фактор". К сожалению, можно отметить, что и в настоящее время это направление не является доминирующим.

06.06.2017 21:41  Никита

С чего начать разработку стратегии организации?

06.06.2017 23:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Стратегию можно начинать только с постановки цели. Ведь стратегия - это, в самом общем виде, и есть путь достижения поставленной цели.

07.10.2018 11:27  Лола

Активация человеческого фактора в организации

07.10.2018 15:11  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Пожалуй, существует только один действенный способ активации человеческого фактора в организации - это дать человеку возможность равноправно участвовать в формировании общих целей. Только тогда они будут соответствовать его ценностям и интересам. Директивная постановка целей очень редко приводит к активации человеческого фактора, и внешняя мотивация в этом практически не помогает.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация: человек, стратегия, структура", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как проводится декомпозиция высших целей?


04.12.2018 18:47   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Современная организация: дерево целей – дерево стратегий

Декомпозиция высших целей не может проводиться в принципе - высшие цели являются «неразложимыми», «непредметными». Любые высшие цели, например, повышение прибыли, повышение капитализации, занятия лидирующих позиций в рыночных нишах, и др., невозможно разложить на компоненты.
Необходимо не проводить декомпозицию высших целей, а находить такую систему предметных целей (разработка, производство и реализация конкретных продуктов, средств их производства), достижение которой и обеспечит достижение высших целей предприятия. При этом цель - это предвидимый результат и средства его достижения, как технологические, так и институциональные. Цель без адекватных средств - это, как отмечал еще Гегель, - «пустая цель». И здесь целый комплекс проблем (в большей части социальных), которые необходимо разрешить, и краткий ответ на Ваш вопрос невозможен. Этот ответ можно найти в наших последних статьях, а еще лучше напишите на наш адрес info@corpsys.ru.



Наши новые статьи

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru