ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(97)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(41)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Организация: человек, стратегия, структура 5

1. Система целей организации

В 1980 г. Пригожин ввел понятие трех целей: целей-заданий (внешних целей организации), целей системы (внутренних телеономические целей организации), и целей ориентации (общих и индивидуальных интересов работников, реализуемых через организацию) [3].

Проведенное изложение дает несколько другой расклад целей организации:
  • Цель учредителя.
  • Внешние цели (цели-задания) – внешние цели организации, подразделения организации, каждого члена организации.
  • Внутренние цели (цели системы) – телеономические потребности организации, ее подразделений, ее членов.
  • Осознанные цели действия (организации, ее подразделений, ее членов), – внешние цели (цели-задания), преломленные через внутренние цели (цели системы) и разум; осознанные цели, на достижение которых в действительности и будет направлена практическая деятельность организации, ее подразделений, ее членов.
В дальнейшем, по тексту, под целями организации, подразделения, человека (без их конкретизации), будем понимать именно осознанные цели действия.

Отметим, что не все члены организации, и даже не все подразделения организации, могут разделить выработанную цель действия организации (тем более, авторитарно принятую руководителем), аналогично и цели действия подразделений, хотя, при этом, могут формально и соглашаться с ними. Точно так же, как не могут в точности совпадать цель, заданная организации цель (цель-задание), и цель, принятая организацией (цель действия). Хотя, формально, может быть провозглашено и полное совпадение целей. Однако полное совпадение целей, это идеализированный вариант, пусть даже несущественно и непринципиально, но цели все равно будут расходиться.

Простейший пример. Ремесленник получил цель-задание сделать стул. Но он не может сделать просто «стул». Исходя из своих возможностей, он ставит себе конкретную и осознанную цель действия: изготовить стул такой-то конструкции, из таких-то материалов, по такой-то технологии, и т.д., с такими-то затратами времени и материалов, которые не только окупятся, но и позволят ему развить свою деятельность. И не факт, что его стул полностью устроит заказчика. А если у ремесленника будут личные проблемы и, соответственно, завышенные цели системы, он может сделать просто табуретку. Заказчику это конечно не понравится, но свои личные сиюминутные проблемы ремесленник при этом решит.
Вопрос авторитарно принятой цели действия организации, при явном или неявном несогласии с ней подразделений и членов организации, намного более сложен. Организация может начать действовать не в направлении цели, указанной руководителем, а другом, и даже других различных направлениях, принятых подразделениями и работниками. В итоге деятельность организации будет разнонаправлена и неэффективна. Вспомним басню Крылова «Лебедь, рак и щука». «Цель, чтобы быть эффективной, должна приниматься всеми, кто прикладывает усилия к ее дости­жению» [20].

С целью-заданием также имеется соответствующий вопрос. Цель-задание – это объективная потребность общества, но она вырабатывается конкретными людьми и формулируется конкретным человеком (или в конкретном документе), преломляясь через цели системы и человеческий разум. От того, как она будет выработана и сформулирована, зависит и ее действительное соответствие потребностям общества. А от того какую цель действия реально примет организация – зависит и результат – насколько результат деятельности организации будет соответствовать цели-заданию, а далее и потребностям общества. При этом реально надо рассматривать не две цели, а два дерева целей: целей-заданий и осознанных целей действия - организации, структурных подразделений всех уровней иерархии, членов организации.

Понятно, что чем больше соответствие всех целей на всех уровнях иерархии: цели-задания и цели действия организации, целей заданий и целей действия всех ее подразделений и всех ее членов, тем организация эффективнее достигнет цели, требуемой обществом, и для этого необходима организация и интеграция всех ее подразделений и всего коллектива на достижение поставленной цели.

Развитая организация (которая проводит мониторинг внешней среды) и сама может ставить себе внешние цели – выявлять потребности внешней среды – общества, и ставить цели-задания по удовлетворению этих потребностей, обеспечивать достижение этих целей, получая при этом от общества ресурсы, необходимые для поддержания деятельности и организации, и всех ее членов, для развития организации - самоорганизация.

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

18.04.2024 Построение и анализ организационной структуры предприятия
В статье проведен современный анализ вопросов построения и анализа организационной структуры предприятия. Рассмотрена фундаментальная проблема сопротивления ... далее

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024