Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Организация: человек, стратегия, структура 7 Осознанная цель действия и организационная культура

7. Осознанная цель действия и организационная культура

Поэтому Эндрю Петтигрю видит главную роль управления в формирования соответствующей корпоративной (организационной) культуры: "[Руководитель] не только создает рациональные и осязаемые аспекты орга­низации, такие, как структура и технология, но он также творец символов, идеологий, языка, верований, ритуалов и мифов" [23]. Честер Барнард пришел к выводу, что «именно руководитель должен добиваться приверженности лю­дей общему делу и активно управлять неформальной сто­роной организации. И он должен делать это в ходе обес­печения достижения организацией ее экономических целей. Он также подчеркивал, что цель, чтобы быть эффективной, должна приниматься всеми, кто прикладывает усилия к ее дости­жению» - [24]. В общем случае это функция органа управления организации – общего собрание, лидера между собраниями, формального руководителя.

Ценности, как правило, не передаются путем формальных письменных процедур. Искусство творческого руководства − это искусство организационного созидания, форми­рования из перестраиваемых человеческих и технических ресурсов организма, в котором воплощены новые и устойчивые ценности.

«Ру­ководитель не может обеспечивать внутри предпри­ятия подчинение всех индивидуальных интересов (че­столюбие, жадность, борьба за зарплату, статус, личную власть) общему интересу, если во взаимоот­ношениях с внешней средой главной целью предпри­ятия считается бесконтрольная реализация этих са­мых интересов» [20]. Прибыль организации, как идея, совершенно не работает. Прибыль – это не цель, это условие существования организации (также как вода и воздух для человека). Она также не может рассматриваться главной целью организации, как и зарплата работника. Однако она является одной из основных ценностей: «должна быть открытая вера в экономический рост и прибыль, и признание их важности» [20]. Аналогично экономический рост и зарплата работника это также одна из его важных ценностей.

Организация должна не просто сформулировать, а на деле показать свои интересы и ценности, и, через организационную культуру, обеспечить подчинение своих членов этим ценностям. На начальном этапе развития компании, например, всем очевидна и всеми поддерживается и разделяется такая ценность, как создание успешной эффективной организации – это общий интерес, и организации, и ее работников. Но, как только цели достигнуты, старые ценности теряют свои мотивационные свойства, необходимо устанавливать новые ценности, характеризующие текущее развитие компании, корректировать организационную культуру.
 
Управление организацией – это не выпуск приказов и планов, которые должны исполняться безусловно и беспрекословно, а создание и развитие разделяемых идеалов и ценностей, которые обеспечат максимальное соответствие целей-заданий организации осознанным целям действия всех ее членов, и руководителей, и рядовых.

Что это за ценности?

«Любая форма жизни стремится прежде всего к самовоспроизводству, к утверждению себя, своего вида или рода в окружающем мире … человек как вид, как Homo sapiens, должен, подобно всему живому, стремиться к самосохранению и к самоутверждению себя на Земле». «Характерное свойство жизни» - это «утверждение своего бытия и развитие везде, где это хотя бы в малой степени позволяют условия среды» [7]. Отсюда, две базовые ценности любой организации, вытекающие из самой природы человека и человечества:
  1. Поддержка, развитие и совершенствование общества (путем выполнения его целей-заданий - оказания услуг по удовлетворению потребностей).
  2. Поддержка, развитие и совершенствование организации и каждого из ее членов, направленные на еще большее развитие общества.
Вторая базовая ценность отвечает также на вопрос о том, что считать развитием организации: развитие организации - это те мероприятия, которые обеспечат расширение услуг организации по развитию и совершенствованию общества.

Все остальные базовые ценности - производные от этих двух основных. Какие бы изменения не происходили в организации или внешней среде эти две базовые ценности все равно остаются, меняются только производные ценности, меняются, но главное направление движения организации остается.
__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025