Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Цель и целеполагание в теории социальной организации ВведениеВведение
В наше динамичное время повышение эффективности деятельности – это не просто потребность любой организации, это само условие ее выживания и существования. Фактически, в настоящее время термины «выживание», «развитие» и «повышение эффективности» - это практически синонимы.
Дело в том, что биосистемы развиваются в рамках «мутации — изменение среды». Социальные же системы (организации) вынуждены реагировать на гораздо более быстрый процесс изменений, происходящих, во-первых, в результате развития отношений «человек—общество» и, во-вторых, развития ей же создаваемой и в нее входящей «второй природы». При этом сохранение и развитие человека непосредственно обеспечивается в основном изменением среды на основе собственного целенаправленного выбора, искусственных средств и результатов их реализации. Такова основная функция социальной организации. Любая социальная организация - целеполагающая система (страна, организация, и т.д.), состоит, в свою очередь, из целеполагающих подсистем (организация, структурное подразделение, человек) [1].
Если раньше человек изменял среду за столетия, десятилетия, то сейчас, в некоторых отраслях, среда изменяется буквально за месяцы. В соответствующем темпе должна развиваться и социальная организация, если она хочет выжить. Однако сам человек меняется мало, и трудно сказать в какую сторону. Основной вопрос любой организации, – вопрос целеполагания. До середины прошлого века, и даже далее, для коммерческих организаций такой целью была прибыль. Однако с бурным развитием рынка в середине и во второй половине прошлого века оказалось, что критерий прибыли стал все менее и менее эффективен, а то стремление получить максимальную прибыль оборачивалось даже ее падением.
В 50-80 годах прошлого века стал широко развиваться подход управления по целям – это основные концепции управления по целям Питера Друкера, системы сбалансированных показателей Каплана и Нортона, системы стратегического управления.
Во главу угла встала система управления по целям, которая может быть применена к любой компании и предприятию, более того и к государству в целом, к любой социальной организации. Однако вопрос целеполагания во всех концепциях остается открытым. Проблема цели требует более глубокой проработки, и корни ее уходят в философию, социологию, психологию и кибернетику.
__________________ Версия для печати
|
|