Цель и целеполагание в теории социальной организации 1
1. Цель
Проблему цели раскрыл еще Гегель в 1807 году: «индивид собирающийся совершить поступок, словно находится в каком-то кругу, и он не может найти начало, потому что свою первоначальную сущность, которая должна быть его целью, он узнает лишь из действия, а чтобы действовать, у него наперед должна быть цель», в деятельности «всё в одном: начало, средство и конец» [2].
Приведем одно из современных определений цели, их много, но все они подобны. «Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств» [3]. Основа достижимости результата заложена в мысленном предвидении и путей достижения результата, и средств, необходимых для достижения результата, и самого результата. «Театр военных действий разворачивается в вашем собственном сознании. Именно здесь выигрываются все великие сражения» [4].
В России, пожалуй, впервые необходимость предвосхищения в мышлении результата деятельности была четко сформулировано А. К. Гастевым в 1921г. в его первом (из шестнадцати) «правиле-заповеди» для всякого труда: «Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов» [5].
Однако понятие цели даже много сложнее, цель это не просто предвидение результата, путей и средств его достижения, «цель выступает как единство мотивов, средств и результатов» [6].
«Цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Вместе с тем выделение и осознание целей представляет собой отнюдь не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс пробирования целей действием и их, если можно так выразиться, предметного наполнения. Другая важная сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий ее достижения. Поэтому действие имеет особое качество, особую его "образующую", а именно способы, какими оно осуществляется» [7].
Цель не может возникнуть из ничего, - нужен мотив, а мотив – стремление удовлетворить некоторую потребность. Но цель образуется только «при встрече мотива со средствами». Таким образом, из отмеченных положений вытекает цепочка: потребность – мотив – цель – видение результата – пути и средства достижения результата – результат (далее «цепочка потребность-результат), в центре которой находится цель, но не на первом месте. С одной стороны цель не может появиться раньше потребности и мотива, с другой стороны цель образуется только при встрече мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями), то есть при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности [6].
Проблема с формулированием цели особенно характерна для социальной организации, например, когда мы, решили удвоить прибыль коммерческой организации, ведь предвидение результата это в данном случае не удвоенная прибыль, а реорганизованная организация способная давать заданную прибыль, видение этой организации, видение путей и средств достижения этого видения. Только построив такое видение, мы сформулируем нашу цель – комплекс целей включающий главную цель и целую иерархию подчиненных целей. Такая ситуация складывается в большинстве случаев при установке цели любой социальной организации, как отметил Герберт Саймон: «Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [8]. Он предложил разделение общих целей на специфические подчиненные задачи и последующее распределение их по организационным подразделениям (отдельным исполнителям или отделам).
«При управлении развитием сложных целенаправленных систем, как правило, устанавливается иерархия целей, причем достижение более конкретных из них (подцелей) служит средством реализации более общих» [9].
Исходя из изложенного, основной вопрос деятельности любой социальной организации это целеполагание – формулирование, на основе выявленных потребностей, основной цели и, исходя из нее, постановка необходимого комплекса подцелей – дерева целей. «Целеполагание — первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками» [10].
Если же цель нами умозрительно не достигнута, то это или предположение (нет подтверждения достижимости результата), стремление (мотив, который не представлен субъекту в его предметном содержании) или даже просто пустые мечты - «маниловщина» (беспочвенно-мечтательное оторванное от реальной действительности отношение к окружающему).
Таким образом, фактически, цель включает в себя и стратегию, именно разработанная и мысленно апробированная стратегия достижения поставленной цели и делает цель (мечту, стремление, предположение), достижимой целью.
__________________
Версия для печати