ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2023
Статьи 2019-2023 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2023 годов
(320)Единственно правильная организационная документация предприятия ВИНИТИ РАН, 02.10.2023, № 33 – В2023, 13 стр.
(1211)Создание эффективной организации предприятия, обеспечивающей максимально достижимые результаты
ВИНИТИ РАН, 13.06.2023, № 26 – В2023, 31 стр.

Цель и целеполагание в теории социальной организации 1

1. Цель

Проблему цели раскрыл еще Гегель в 1807 году: «индивид собирающийся совершить поступок, словно находится в каком-то кругу, и он не может найти начало, потому что свою первоначальную сущность, которая должна быть его целью, он узнает лишь из действия, а чтобы действовать, у него наперед должна быть цель», в деятельности «всё в одном: начало, средство и конец» [2].

Приведем одно из современных определений цели, их много, но все они подобны. «Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств» [3]. Основа достижимости результата заложена в мысленном предвидении и путей достижения результата, и средств, необходимых для достижения результата, и самого результата. «Театр военных действий разворачивается в вашем собственном сознании. Именно здесь выигрываются все великие сражения» [4].

В России, пожалуй, впервые необходимость предвосхищения в мышлении результата деятельности была четко сформулировано А. К. Гастевым в 1921г. в его первом (из шестнадцати) «правиле-заповеди» для всякого труда: «Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов» [5].

Однако понятие цели даже много сложнее, цель это не просто предвидение результата, путей и средств его достижения, «цель выступает как единство мотивов, средств и результатов» [6].

«Цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Вместе с тем выделение и осознание целей представляет собой отнюдь не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс пробирования целей действием и их, если можно так выразиться, предметного наполнения. Другая важная сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий ее достижения. Поэтому действие имеет особое качество, особую его "образующую", а именно способы, какими оно осуществляется» [7].

Цель не может возникнуть из ничего, - нужен мотив, а мотив – стремление удовлетворить некоторую потребность. Но цель образуется только «при встрече мотива со средствами». Таким образом, из отмеченных положений вытекает цепочка: потребность – мотив – цель – видение результата – пути и средства достижения результата – результат (далее «цепочка потребность-результат), в центре которой находится цель, но не на первом месте. С одной стороны цель не может появиться раньше потребности и мотива, с другой стороны цель образуется только при встрече мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями), то есть при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности [6].

Проблема с формулированием цели особенно характерна для социальной организации, например, когда мы, решили удвоить прибыль коммерческой организации, ведь предвидение результата это в данном случае не удвоенная прибыль, а реорганизованная организация способная давать заданную прибыль, видение этой организации, видение путей и средств достижения этого видения. Только построив такое видение, мы сформулируем нашу цель – комплекс целей включающий главную цель и целую иерархию подчиненных целей. Такая ситуация складывается в большинстве случаев при установке цели любой социальной организации, как отметил Герберт Саймон: «Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [8]. Он предложил разделение общих целей на специфические подчиненные задачи и последующее распределение их по организационным подразделениям (отдельным исполнителям или отделам).

«При управлении развитием сложных целенаправленных систем, как правило, устанавливается иерархия целей, причем достижение более конкретных из них (подцелей) служит средством реализации более общих» [9].

Исходя из изложенного, основной вопрос деятельности любой социальной организации это целеполагание – формулирование, на основе выявленных потребностей, основной цели и, исходя из нее, постановка необходимого комплекса подцелей – дерева целей. «Целеполагание — первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками» [10].

Если же цель нами умозрительно не достигнута, то это или предположение (нет подтверждения достижимости результата), стремление (мотив, который не представлен субъекту в его предметном содержании) или даже просто пустые мечты - «маниловщина» (беспочвенно-мечтательное оторванное от реальной действительности отношение к окружающему).

Таким образом, фактически, цель включает в себя и стратегию, именно разработанная и мысленно апробированная стратегия достижения поставленной цели и делает цель (мечту, стремление, предположение), достижимой целью.

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее

06.08.2023 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
В статье приведены виды консалтинговых услуг, проблемы, которые стоят при проведении консалтинговых услуг. Пути преодоления этих проблем. ... далее

21.06.2023 Решение проблемы мотивации персонала
В статье показано, что проблема мотивации персонала не имеет своего разрешения в рамках обособленных систем мотивации. Показано разрешение проблемы мотивации ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2023