О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Гарантии наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.03.2012

Цель и целеполагание в теории социальной организации 1

1. Цель

Проблему цели раскрыл еще Гегель в 1807 году: «индивид собирающийся совершить поступок, словно находится в каком-то кругу, и он не может найти начало, потому что свою первоначальную сущность, которая должна быть его целью, он узнает лишь из действия, а чтобы действовать, у него наперед должна быть цель», в деятельности «всё в одном: начало, средство и конец» [2].

Приведем одно из современных определений цели, их много, но все они подобны. «Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств» [3]. Основа достижимости результата заложена в мысленном предвидении и путей достижения результата, и средств, необходимых для достижения результата, и самого результата. «Театр военных действий разворачивается в вашем собственном сознании. Именно здесь выигрываются все великие сражения» [4].

В России, пожалуй, впервые необходимость предвосхищения в мышлении результата деятельности была четко сформулировано А. К. Гастевым в 1921г. в его первом (из шестнадцати) «правиле-заповеди» для всякого труда: «Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов» [5].

Однако понятие цели даже много сложнее, цель это не просто предвидение результата, путей и средств его достижения, «цель выступает как единство мотивов, средств и результатов» [6].

«Цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Вместе с тем выделение и осознание целей представляет собой отнюдь не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс пробирования целей действием и их, если можно так выразиться, предметного наполнения. Другая важная сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий ее достижения. Поэтому действие имеет особое качество, особую его "образующую", а именно способы, какими оно осуществляется» [7].

Цель не может возникнуть из ничего, - нужен мотив, а мотив – стремление удовлетворить некоторую потребность. Но цель образуется только «при встрече мотива со средствами». Таким образом, из отмеченных положений вытекает цепочка: потребность – мотив – цель – видение результата – пути и средства достижения результата – результат (далее «цепочка потребность-результат), в центре которой находится цель, но не на первом месте. С одной стороны цель не может появиться раньше потребности и мотива, с другой стороны цель образуется только при встрече мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями), то есть при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности [6].

Проблема с формулированием цели особенно характерна для социальной организации, например, когда мы, решили удвоить прибыль коммерческой организации, ведь предвидение результата это в данном случае не удвоенная прибыль, а реорганизованная организация способная давать заданную прибыль, видение этой организации, видение путей и средств достижения этого видения. Только построив такое видение, мы сформулируем нашу цель – комплекс целей включающий главную цель и целую иерархию подчиненных целей. Такая ситуация складывается в большинстве случаев при установке цели любой социальной организации, как отметил Герберт Саймон: «Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [8]. Он предложил разделение общих целей на специфические подчиненные задачи и последующее распределение их по организационным подразделениям (отдельным исполнителям или отделам).

«При управлении развитием сложных целенаправленных систем, как правило, устанавливается иерархия целей, причем достижение более конкретных из них (подцелей) служит средством реализации более общих» [9].

Исходя из изложенного, основной вопрос деятельности любой социальной организации это целеполагание – формулирование, на основе выявленных потребностей, основной цели и, исходя из нее, постановка необходимого комплекса подцелей – дерева целей. «Целеполагание — первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками» [10].

Если же цель нами умозрительно не достигнута, то это или предположение (нет подтверждения достижимости результата), стремление (мотив, который не представлен субъекту в его предметном содержании) или даже просто пустые мечты - «маниловщина» (беспочвенно-мечтательное оторванное от реальной действительности отношение к окружающему).

Таким образом, фактически, цель включает в себя и стратегию, именно разработанная и мысленно апробированная стратегия достижения поставленной цели и делает цель (мечту, стремление, предположение), достижимой целью.

Вы также можете посмотреть статьи 2016 года "Стратегия развития предприятия" и "Развитие организации"

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Цель и целеполагание в теории социальной организации"

Стр. <<   1 2

14.11.2017 16:49  Леон

Какова связь между целями участников организации?

14.11.2017 21:35  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Цель каждого человека, как показано в психологии, – это его личное развитие [1]. Но человек понимает, что, действуя в составе организации, ставя коллективные цели и достигая их коллективно, он достигать и более высокие личные результаты. Р. Сайерт и Дж. Марч писали: «Организации не имеют целей, цели имеют только люди ... согласие достигается в переговорах участников» [2]. «Поэтому цели компании на самом деле являются плодом переговоров о целях отдельных ее участников» [3].
Исходя из этого можно сказать, что связь между целями участников организации заключается в том, что достижение принятой ими общей цели обеспечивает и цели участников. Чем выше вера в это – тем теснее эта связь – тем эффективнее деятельность организации.
1. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека.
2. Cyert R. M., March J. G., A Behavioral Theory of the Firm,
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия,

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Цель и целеполагание в теории социальной организации", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

18.11.2017 19:10   NIC   Статья: Цель и стратегия организации

Миссия некоммерческой организации?


18.11.2017 21:26   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Стратегия некоммерческих организаций Питер Друкер

Выработка стратегии некоммерческой организации ничем не отличается от выработки стратегии коммерческой организации.
В нашей компании мы применяем свою методику выработки стратегии организации, обеспечивающей максимальное ее развитие. Это методика развития организации ВПМ (Видение – Парадигма – Модель) базирующаяся на парадигме СТОО (Социально-Трудовые Отношения – Организация).


18.11.2017 21:27   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Цель и стратегия организации

Миссия каждой некоммерческой организации, также, как и коммерческой, уникальна, и ее можно сформировать, только досконально зная конкретную организацию.



Наши новые статьи

18.09.2017 Полная модель управления организацией Менеджмент сегодня, №2, 2017
В статье проведен анализ известных моделей управления организацией и описана практическая полная модель, включающая повседневную деятельность с постоянным совершенствованием, управление изменениями в организации, ... далее

30.08.2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации Менеджмент сегодня, №3, 2017
В статье раскрывается структура управления организацией, охватывающая систему постановки целей развития и производства, а также системы стратегического управления революционным развитием организации и классического ... далее

16.06.2017 Разработка стратегии развития предприятия
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели – не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности ... далее

13.06.2017 Человеческий фактор в управлении организацией
Человеческий фактор обусловлен тем, что человек приходит в организацию не для достижения целей организации, а для достижения своих личных целей. Приходит только потому, что коллективный труд более эффективен с точки ... далее

24.05.2017 Управление изменениями в организации
Управление изменениями – это не самоцель – это и повышение результатов деятельности, необходимое в условиях конкуренции, и преодоление проблем и кризисов, необходимое для выживания организации. Это развитие организации. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2017 CopSys.ru