ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(111)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Организационная структура и стратегия предприятия. Виды организационных структур

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №2 2011 г. 
 
 
Рис.1. Бюрократические организационные структуры: а) линейная, б) линейно-штабная, в) линейно-функциональная

Линейные структурные подразделения могут быть сформированы в соответствии с различными моделями:
  • функциональная модель: структурные подразделения сгруппированы по функциям; 
  • процессная модель: структурные подразделения сгруппированы по процессам; 
  • проектная модель: структурные подразделения сгруппированы по проектам; 
  • продуктовая модель: структурные подразделения сгруппированы по продуктам; 
  • контрагентская модель (ориентированная на клиента, поставщика, подрядчика): структурные подразделения сгруппированы по контрагентам;
Линейная структура (рис.1 а) характеризуется тем, что руководитель предприятия единолично управляет предприятием. Нижестоящие руководители структурных подразделений осуществляют лишь декомпозицию полученных установок и планов на свои подразделения (субординация).

Может показаться, что в такой структуре все решения принимает только руководитель предприятия, однако это не так. Любой управляющий и даже любой работник может и даже обязан принимать решения по ходу работ своего подразделения, которые способствуют выполнению порученных заданий и планов и, при этом не влияют на работу соседних подразделений и показатели структурного подразделения. Любой руководитель структурного подразделения единолично руководит своим подразделением: «начальник моего начальника мне не начальник» - это принцип единоначалия.

Если возникают вопросы и проблемы не позволяющие выполнять свои обязанности (как по полученным указаниям, так и по возникшей внешней и внутренней ситуации), работник или руководитель обращается к вышестоящему руководителю, а если тот может решить их своими силами, вопрос на этом исчерпывается, если нет, вопрос поднимается еще на более высокий уровень (реординация).
Но все сотрудники предприятия – люди, и они всегда налаживают контакты между собой, обсуждая, а зачастую и решая, ряд совместных производственных вопросов, сокращая поток вопросов на верхние уровни иерархии (координация).

Все же нерешенные вопросы замыкаются на руководителя предприятия. Если предприятие работает в стабильной внешней обстановке (или число уровней иерархии не велико) руководитель справляется с потоком вопросов и проблем, требующих его решения, в противном случае возникает его перегрузка.
Для уменьшения перегрузки руководителя предприятия он может создать свой штаб, который будет готовить проекты решений на возникающие вопросы. И мы получаем линейно-штабную организационную систему (рис.1 б).

Если и штаб начинает не справляться с работой, то могут быть выделены несколько функциональных подразделений, которые будут предварительно готовить решения для руководителя совместно с линейными подразделениями, а так же давать им рекомендации по вопросам своей компетенции. Так мы получаем линейно-функциональную организационную структуры (рис.1 в).

Поток вопросов к руководителю предприятия сокращается еще более, и он получает уже даже не вопросы, а согласованные снизу проекты решений.

Еще более нагрузку руководителя сокращает матричная организационная структура (риc.2 б), в которой функциональные подразделения могут принимать решения (в рамках своей компетенции и делегированных полномочий), обязательные для исполнения линейными подразделениями. Это уже не полностью бюрократическая, а адаптивная модель организационной структуры, в которой часть своих полномочий руководитель предприятия отдает руководителям функциональных подразделений. При этом время решения вопросов и проблем существенно сокращается и предприятие лучше адаптируется к изменению рыночной ситуации.

Рисунок 2. Адаптивные организационные структуры: а) дивизиональная, б) матричная, в) сетевая
 
 

Статья 2021 года "Построение и анализ организационной структуры предприятия"


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024