О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Четыре системы управления предприятием и повышение их эффективности
Скачать статью (38)                 Читать статью
Концептуальные основы механизма предприятия и его эффективности
Скачать статью (106)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов
Скачать статью (147)                 Читать статью

01.10.2021

Построение и анализ организационной структуры предприятия

Как отмечал Альфред Адлер, который ввел понятие стратегии в менеджмент, «стратегия определяет структуру» [1]. В то же время стратегия исходит из поставленной цели — это создаваемая последовательность этапов, шагов, необходимых для достижения цели. И эта последовательность в менеджменте называется бизнес-процессом. Таким образом структура определяется поставленной целью и бизнес-процессами необходимыми для достижения этой цели. Цепочка построения структуры: цель предприятия — стратегия — бизнес-процессы — структура предприятия. Структура, обеспечивающая наиболее эффективные стратегию и достижение цели предприятия. И как отмечал Питер Друкер: «единственно правильной структуры» не существует [2].

Например, целью предприятия является лидирующее положение в бюджетном сегменте рынка. Тогда наиболее выгодная стратегия производства — это максимальное разделение труда и производственный конвейер по созданию продукции, когда каждый осуществляет только свою простую операцию и наиболее преуспевает в этом. Мы получаем дешевый труд и минимальную себестоимость продукции, но и невысокое качество продукции — ответственного за конечный результат практически нет. А внутренняя коллективная ответственность за результат в больших группах, к которым относится конвейер не возникает. Целью предприятия является лидирующее положение в бюджетном сегменте рынка. Если же целью предприятия является рынок с наивысшим качеством продукции — конвейер не подходит. Тогда наиболее выгодная стратегия производства это интеграция, когда работают комплексные бригады профессионалов достаточно широкого профиля. Мы получаем дорогой труд и большую себестоимость продукции, но и требуемое обеспеченному потребителю высокое качество продукции — за конечный результат несет полную ответственность малая группа с внутренним самоконтролем. Так мы получаем две совершенно разные организационные структуры управления: функциональную — когда каждый отвечает только за свою функцию; и продуктовую — когда малая группа отвечает за конечный продукт.

Поскольку мы живем в динамичном изменяющимся мире, изменяются потребности потребителя, техпроцессы производства продукции, цели и стратегия предприятия. Соответственно необходим анализ и оценка внешней среды, новых технологий, вытекающих изменений целей, стратегии, бизнес-процессов, оптимизация самой организационной структуры предприятия. Эти изменения могут быть эволюционными — ограничивающимися отдельными  совершенствованиями, или революционными — требующими проведения комплексных системных изменений. А изменение структуры — это изменение личных результатов, статусов, власти, руководителей структурных подразделений. Изменение труда рядовых работников: издержки на переквалификацию, возможное снижение личных результатов. И это вызывает естественное сопротивление. Как отмечал И. Ансофф: «Сопротивление — не простое отклонение, а фундаментальная проблема» [3]. А Н. Макиавелли отмечал: «Сопротивление переменам пропорционально степени отличия новой культуры и/или структуры власти от прежней» [цит по: 3]. Кроме того: «Убрать или переместить одного человека, оказывающего наибольшее сопротивление, гораздо проще, чем изменить культуру группы или лишить ее власти» [3]. Небольшие локальные изменения вызывают единичное достаточно легко преодолеваемое сопротивление, а большие системные изменения — сопротивление коллектива, которое в некоторых случаях преодолеть даже невозможно. Приходится или отступить, или объявлять локаут. Например, практически невозможно без изменения кадрового состава перейти от конвейера к комплексным бригадам и наоборот.

Таким образом принципы построения организационной структуры зависит от ситуации:

  • Начальное построение организационной структуры: цель — стратегия — бизнес-процессы — структура.
  • Построение структуры для повышения эффективности при эволюционном развитии: существующая структура — стратегия — бизнес-процессы — анализ издержек — разработка и проведение структурных изменений — изменения структуры — измененная структура — оценка достигаемого результата.
  • Построение структуры для существенного повышения эффективности при революционном развитии: новая цель — новая стратегия — новые бизнес-процессы — анализ издержек изменения структуры — разработка и проведение структурных изменений — новая структура — оценка достигаемого результата.

Методы проведения структурных изменений рассмотрены С. Янгом, Л. Грейнером, И. Ансоффом, Дж. Коттером. Кратко остановимся только на первом этапе проведения изменений — на «размораживании» присутствующем при любом методе. Самое главное: «Если компания стремится преуспеть, стратегические изменения должны пользоваться полной поддержкой и вниманием высшего руководства» [3] — топ-менеджеры не должны понести издержки при структурных изменениях. Не должны нести издержек и группы руководителей — коллективное сопротивление намного опаснее. Необходимо предвидеть возможное сопротивление и при «размораживании» максимально нейтрализовать его. Вопрос анализа и построения организационной структуры — это вопрос не только менеджмента, в большей степени это вопрос социологии, психологии человека и социальных групп, институциональной экономики — институтов и механизмов деятельности предприятия.

Говорить о конкретном типе организационной структуры, который необходим конкретному предприятию (основные структуры: линейная, линейно-штабная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная) можно говорить только после анализа предприятия: его принципов деятельности, целей, стратегии, текущей организационной структуры, его сложившейся культуры. Наша компания занимается анализом и построением различных видов организационных структур более 15 лет. И мы занимаемся не только практическими консалтинговыми услугами, а и изучением трудов классиков в отмеченных областях: А. Файоля, М. Вебера, Ч. Барнарда, и многих других, лауреатов Нобелевских премий по экономике Р. Коуза, Г. Саймона, Л. Гурвица, Д. Норта, Г. Беккера, О. Уильямсона, Э. Остром, О. Харта, и др. И мы нашли эффективные практические методики не просто анализа и построения организационных структур, а и проведения не просто необходимых организационных изменений институциональных, проведения институциональных изменений обеспечивающих минимальные сопротивление издержки и сроки изменения организационных структур. Обеспечивающих максимальную эффективность предприятия. Результаты наших исследований опубликованы в рецензируемых журналах «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Стратегическое управление», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», «Менеджмент и бизнес администрирование», «Мотивация и оплата труда», наши завершающие итоговые статьи:

Стоимость разработки организационной структуры и структуры бизнес-процессов предприятия 100-250 тыс. рублей. На время пандемии скидка 40% и стоимость 60-150 тыс. рублей.

Срок разработки - 0,5-2 мес.

Для более подробной информации по нашему подходу к построению и анализу организационной структуры, а также заказу консалтинговых услуг анализа и построения оргструктуры, достаточно позвонить  по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.

Литература

1. Chandler, Alfred D., Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press. 1962/1998.

2. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение и анализ организационной структуры предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
21.10.2021 17:16   Кирилл   Статья: Двенадцать принципов эффективности

Как повысить эффективности деятельности отдела?


21.10.2021 19:46   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Двенадцать принципов эффективности

Основное для определении эффективности отдела заключается в том, чтоб определить какой результат он должен давать предприятию, как он будет измеряться. Тогда деятельность отдела можно будет направить на достижение этого результата.



Наши новые статьи

19.10.2021 Формирование требуемого института предприятия, культуры
Формирование требуемого института предприятия, культуры — это единственная, действительно важная проблема руководителя. Если она разрешена, других проблем у ... далее

17.10.2021 Анализ, оптимизация и управление бизнес-процессами
Основная проблема при анализе, оптимизации и управлении бизнес-процессами заключается не в том, чтобы разработать наиболее эффективную для предприятия систему ... далее

17.10.2021 Комплексное повышение эффективности действующего предприятия
Повышение эффективности — это всегда комплексный вопрос, и решить его можно только комплексно и опираясь на сложившуюся культуру предприятия ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021