01.10.2021
Построение и анализ организационной структуры предприятия
Как отмечал Альфред Адлер, который ввел понятие стратегии в менеджмент, «стратегия определяет структуру» [1]. В то же время стратегия исходит из поставленной цели — это создаваемая последовательность этапов, шагов, необходимых для достижения цели. И эта последовательность в менеджменте называется бизнес-процессом. Таким образом структура определяется поставленной целью и бизнес-процессами необходимыми для достижения этой цели. Цепочка построения структуры: цель предприятия — стратегия — бизнес-процессы — структура предприятия. Структура, обеспечивающая наиболее эффективные стратегию и достижение цели предприятия. И как отмечал Питер Друкер: «единственно правильной структуры» не существует [2].
Например, целью предприятия является лидирующее положение в бюджетном сегменте рынка. Тогда наиболее выгодная стратегия производства — это максимальное разделение труда и производственный конвейер по созданию продукции, когда каждый осуществляет только свою простую операцию и наиболее преуспевает в этом. Мы получаем дешевый труд и минимальную себестоимость продукции, но и невысокое качество продукции — ответственного за конечный результат практически нет. А внутренняя коллективная ответственность за результат в больших группах, к которым относится конвейер не возникает. Целью предприятия является лидирующее положение в бюджетном сегменте рынка. Если же целью предприятия является рынок с наивысшим качеством продукции — конвейер не подходит. Тогда наиболее выгодная стратегия производства это интеграция, когда работают комплексные бригады профессионалов достаточно широкого профиля. Мы получаем дорогой труд и большую себестоимость продукции, но и требуемое обеспеченному потребителю высокое качество продукции — за конечный результат несет полную ответственность малая группа с внутренним самоконтролем. Так мы получаем две совершенно разные организационные структуры управления: функциональную — когда каждый отвечает только за свою функцию; и продуктовую — когда малая группа отвечает за конечный продукт.
Поскольку мы живем в динамичном изменяющимся мире, изменяются потребности потребителя, техпроцессы производства продукции, цели и стратегия предприятия. Соответственно необходим анализ и оценка внешней среды, новых технологий, вытекающих изменений целей, стратегии, бизнес-процессов, оптимизация самой организационной структуры предприятия. Эти изменения могут быть эволюционными — ограничивающимися отдельными совершенствованиями, или революционными — требующими проведения комплексных системных изменений. А изменение структуры — это изменение личных результатов, статусов, власти, руководителей структурных подразделений. Изменение труда рядовых работников: издержки на переквалификацию, возможное снижение личных результатов. И это вызывает естественное сопротивление. Как отмечал И. Ансофф: «Сопротивление — не простое отклонение, а фундаментальная проблема» [3]. А Н. Макиавелли отмечал: «Сопротивление переменам пропорционально степени отличия новой культуры и/или структуры власти от прежней» [цит по: 3]. Кроме того: «Убрать или переместить одного человека, оказывающего наибольшее сопротивление, гораздо проще, чем изменить культуру группы или лишить ее власти» [3]. Небольшие локальные изменения вызывают единичное достаточно легко преодолеваемое сопротивление, а большие системные изменения — сопротивление коллектива, которое в некоторых случаях преодолеть даже невозможно. Приходится или отступить, или объявлять локаут. Например, практически невозможно без изменения кадрового состава перейти от конвейера к комплексным бригадам и наоборот.
Таким образом принципы построения организационной структуры зависит от ситуации:
-
Начальное построение организационной структуры: цель — стратегия — бизнес-процессы — структура.
-
Построение структуры для повышения эффективности при эволюционном развитии: существующая структура — стратегия — бизнес-процессы — анализ издержек — разработка и проведение структурных изменений — изменения структуры — измененная структура — оценка достигаемого результата.
-
Построение структуры для существенного повышения эффективности при революционном развитии: новая цель — новая стратегия — новые бизнес-процессы — анализ издержек изменения структуры — разработка и проведение структурных изменений — новая структура — оценка достигаемого результата.
Методы проведения структурных изменений рассмотрены С. Янгом, Л. Грейнером, И. Ансоффом, Дж. Коттером. Кратко остановимся только на первом этапе проведения изменений — на «размораживании» присутствующем при любом методе. Самое главное: «Если компания стремится преуспеть, стратегические изменения должны пользоваться полной поддержкой и вниманием высшего руководства» [3] — топ-менеджеры не должны понести издержки при структурных изменениях. Не должны нести издержек и группы руководителей — коллективное сопротивление намного опаснее. Необходимо предвидеть возможное сопротивление и при «размораживании» максимально нейтрализовать его. Вопрос анализа и построения организационной структуры — это вопрос не только менеджмента, в большей степени это вопрос социологии, психологии человека и социальных групп, институциональной экономики — институтов и механизмов деятельности предприятия.
Говорить о конкретном типе организационной структуры, который необходим конкретному предприятию (основные структуры: линейная, линейно-штабная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная) можно говорить только после анализа предприятия: его принципов деятельности, целей, стратегии, текущей организационной структуры, его сложившейся культуры. Наша компания занимается анализом и построением различных видов организационных структур более 15 лет. И мы занимаемся не только практическими консалтинговыми услугами, а и изучением трудов классиков в отмеченных областях: А. Файоля, М. Вебера, Ч. Барнарда, и многих других, лауреатов Нобелевских премий по экономике Р. Коуза, Г. Саймона, Л. Гурвица, Д. Норта, Г. Беккера, О. Уильямсона, Э. Остром, О. Харта, и др. И мы нашли эффективные практические методики не просто анализа и построения организационных структур, а и проведения не просто необходимых организационных изменений институциональных, проведения институциональных изменений обеспечивающих минимальные сопротивление издержки и сроки изменения организационных структур. Обеспечивающих максимальную эффективность предприятия. Результаты наших исследований опубликованы в рецензируемых журналах «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Стратегическое управление», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», «Менеджмент и бизнес администрирование», «Мотивация и оплата труда», наши завершающие итоговые статьи:
Стоимость разработки организационной структуры и структуры бизнес-процессов предприятия 100-250 тыс. рублей. На время пандемии скидка 40% и стоимость 60-150 тыс. рублей.
Срок разработки - 0,5-2 мес.
Для более подробной информации по нашему подходу к построению и анализу организационной структуры, а также заказу консалтинговых услуг анализа и построения оргструктуры, достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.
Литература
1. Chandler, Alfred D., Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press. 1962/1998.
2. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.
__________________
Версия для печати