О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(88)Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития
(256)Гайд по организации и управлению предприятием

01.10.2021

Построение и анализ организационной структуры предприятия

Как отмечал Альфред Адлер, который ввел понятие стратегии в менеджмент, «стратегия определяет структуру» [1]. В то же время стратегия исходит из поставленной цели — это создаваемая последовательность этапов, шагов, необходимых для достижения цели. И эта последовательность в менеджменте называется бизнес-процессом. Таким образом структура определяется поставленной целью и бизнес-процессами необходимыми для достижения этой цели. Цепочка построения структуры: цель предприятия — стратегия — бизнес-процессы — структура предприятия. Структура, обеспечивающая наиболее эффективные стратегию и достижение цели предприятия. И как отмечал Питер Друкер: «единственно правильной структуры» не существует [2].

Например, целью предприятия является лидирующее положение в бюджетном сегменте рынка. Тогда наиболее выгодная стратегия производства — это максимальное разделение труда и производственный конвейер по созданию продукции, когда каждый осуществляет только свою простую операцию и наиболее преуспевает в этом. Мы получаем дешевый труд и минимальную себестоимость продукции, но и невысокое качество продукции — ответственного за конечный результат практически нет. А внутренняя коллективная ответственность за результат в больших группах, к которым относится конвейер не возникает. Целью предприятия является лидирующее положение в бюджетном сегменте рынка. Если же целью предприятия является рынок с наивысшим качеством продукции — конвейер не подходит. Тогда наиболее выгодная стратегия производства это интеграция, когда работают комплексные бригады профессионалов достаточно широкого профиля. Мы получаем дорогой труд и большую себестоимость продукции, но и требуемое обеспеченному потребителю высокое качество продукции — за конечный результат несет полную ответственность малая группа с внутренним самоконтролем. Так мы получаем две совершенно разные организационные структуры управления: функциональную — когда каждый отвечает только за свою функцию; и продуктовую — когда малая группа отвечает за конечный продукт.

Поскольку мы живем в динамичном изменяющимся мире, изменяются потребности потребителя, техпроцессы производства продукции, цели и стратегия предприятия. Соответственно необходим анализ и оценка внешней среды, новых технологий, вытекающих изменений целей, стратегии, бизнес-процессов, оптимизация самой организационной структуры предприятия. Эти изменения могут быть эволюционными — ограничивающимися отдельными  совершенствованиями, или революционными — требующими проведения комплексных системных изменений. А изменение структуры — это изменение личных результатов, статусов, власти, руководителей структурных подразделений. Изменение труда рядовых работников: издержки на переквалификацию, возможное снижение личных результатов. И это вызывает естественное сопротивление. Как отмечал И. Ансофф: «Сопротивление — не простое отклонение, а фундаментальная проблема» [3]. А Н. Макиавелли отмечал: «Сопротивление переменам пропорционально степени отличия новой культуры и/или структуры власти от прежней» [цит по: 3]. Кроме того: «Убрать или переместить одного человека, оказывающего наибольшее сопротивление, гораздо проще, чем изменить культуру группы или лишить ее власти» [3]. Небольшие локальные изменения вызывают единичное достаточно легко преодолеваемое сопротивление, а большие системные изменения — сопротивление коллектива, которое в некоторых случаях преодолеть даже невозможно. Приходится или отступить, или объявлять локаут. Например, практически невозможно без изменения кадрового состава перейти от конвейера к комплексным бригадам и наоборот.

Таким образом принципы построения организационной структуры зависит от ситуации:

  • Начальное построение организационной структуры: цель — стратегия — бизнес-процессы — структура.
  • Построение структуры для повышения эффективности при эволюционном развитии: существующая структура — стратегия — бизнес-процессы — анализ издержек — разработка и проведение структурных изменений — изменения структуры — измененная структура — оценка достигаемого результата.
  • Построение структуры для существенного повышения эффективности при революционном развитии: новая цель — новая стратегия — новые бизнес-процессы — анализ издержек изменения структуры — разработка и проведение структурных изменений — новая структура — оценка достигаемого результата.

Методы проведения структурных изменений рассмотрены С. Янгом, Л. Грейнером, И. Ансоффом, Дж. Коттером. Кратко остановимся только на первом этапе проведения изменений — на «размораживании» присутствующем при любом методе. Самое главное: «Если компания стремится преуспеть, стратегические изменения должны пользоваться полной поддержкой и вниманием высшего руководства» [3] — топ-менеджеры не должны понести издержки при структурных изменениях. Не должны нести издержек и группы руководителей — коллективное сопротивление намного опаснее. Необходимо предвидеть возможное сопротивление и при «размораживании» максимально нейтрализовать его. Вопрос анализа и построения организационной структуры — это вопрос не только менеджмента, в большей степени это вопрос социологии, психологии человека и социальных групп, институциональной экономики — институтов и механизмов деятельности предприятия.

Говорить о конкретном типе организационной структуры, который необходим конкретному предприятию (основные структуры: линейная, линейно-штабная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная) можно говорить только после анализа предприятия: его принципов деятельности, целей, стратегии, текущей организационной структуры, его сложившейся культуры. Наша компания занимается анализом и построением различных видов организационных структур более 15 лет. И мы занимаемся не только практическими консалтинговыми услугами, а и изучением трудов классиков в отмеченных областях: А. Файоля, М. Вебера, Ч. Барнарда, и многих других, лауреатов Нобелевских премий по экономике Р. Коуза, Г. Саймона, Л. Гурвица, Д. Норта, Г. Беккера, О. Уильямсона, Э. Остром, О. Харта, и др. И мы нашли эффективные практические методики не просто анализа и построения организационных структур, а и проведения не просто необходимых организационных изменений институциональных, проведения институциональных изменений обеспечивающих минимальные сопротивление издержки и сроки изменения организационных структур. Обеспечивающих максимальную эффективность предприятия. Результаты наших исследований опубликованы в рецензируемых журналах «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Стратегическое управление», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», «Менеджмент и бизнес администрирование», «Мотивация и оплата труда», наши завершающие итоговые статьи:

Стоимость разработки организационной структуры и структуры бизнес-процессов предприятия 100-250 тыс. рублей. На время пандемии скидка 40% и стоимость 60-150 тыс. рублей.

Срок разработки - 0,5-2 мес.

Для более подробной информации по нашему подходу к построению и анализу организационной структуры, а также заказу консалтинговых услуг анализа и построения оргструктуры, достаточно позвонить  по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.

Литература

1. Chandler, Alfred D., Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press. 1962/1998.

2. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.

10.08.2021


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Построение и анализ организационной структуры предприятия"

29.10.2021 11:23  Андрей

Как провести анализ организационной структуры своего предприятия?

29.10.2021 13:33  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Создание организационной структуры - это одно из средств достижения целей предприятия. Соответственно анализ организационной структуры - это ее анализ на то, насколько она обеспечивает достижение этих целей. В первую очередь на деятельность по достижению целей предприятия определяется принятой стратегия предприятия, во вторую - конкретные бизнес-процессы вытекающие из стратегии достижения цели. И для проведения анализа организационной структуры необходимо оценивать ее соответствие бизнес-процессам предприятия, ее соответствие принятой стратегии достижения целей предприятия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение и анализ организационной структуры предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022