10 Социальная организация. Организационная культура. Жизненный цикл. Цитаты
|
Роль четкой постановки целей не так уже велика
Роль четкой постановки целей, ради которой должна работать [организация], в формировании новой практики не так уже велика. Образность − вот что создает понимание, настоятельную моральную необходимость того, чтобы новый путь оказался верным...
Томас Питерс, Роберт Уотермен (1982) В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) |
|
Власть
Экономика действия определяется экономической рациональностью, соотношением «спрос-предложение».
Но в рамках только этой рациональности невозможно описать все действия субъекта в его социальной среде, на действия которого накладываются нормы, и он подвержен контролю людей в их совокупности.
С этой точки зрения, наиболее значительный аспект социальной среды - это система нормативных правил, подкрепленных санкциями. При увеличении сложности систем действия - включении в систему множества индивидов возникает необходимость появления в отношениях между индивидами принудительной власти. А это свойство, не входящее в структуру экономической теории. Система действия индивида может обладать не только экономической рациональностью, но и рациональностью принуждения.
Толкотт Парсонс, 1937, О структуре социального действия
|
|
Первый принцип эффективности Гаррингтона
Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные.
Но поскольку на деле все они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной.
Гаррингтон Эмерсон, 1911, Двенадцать принципов эффективности |
|
Управление социальной организацией
Теория X основывается на традиционном взгляде на управление, суть которого в том, что управление - это принуждение и контроль со стороны руководства. Наказание доминирует над вознаграждением. В этой теории нет места организационной культуре.
Основным принципом Теории Y является создание таких условий жизнедеятельности организации, при которых работники могут совмещать достижение собственных целей с целями организации, они мобилизуют свои силы для решения собственных проблем и в то же время их энергия обеспечивает процветание фирмы.
Мотивация и вознаграждение доминирует над наказанием. Увеличение степени самоуправления и самоконтроля – организационная культура.
Дуглас Мак-Грегор, 1960, Человеческая сторона предприятия
|
|
Теория Z Уильяма Оучи
Основой Теории Z и соответствующего практического способа управления является положение о том, что вовлеченность работников в управление - ключ к наиболее эффективному управлению и повышению производительности труда :
-
Акцент на движении информации и инициативы снизу вверх; -
Превращение высшего руководства из органа, издающего приказы, в орган, способствующий принятию решений; -
Использование среднего управленческого звена как инициатора и движущей силы решения проблем; -
Принятие решений на основе консенсуса; -
Повышенное внимание к благополучию сотрудников.
Организации типа Z, по утверждению Оучи, работают лучше постольку, поскольку они свободны от худших элементов иерархии и бюрократии и достигают в рамках собственной культуры высокой степени согласованности.
Уильям Оучи, 1978, Организация типа Z: стабильность в условиях мобильности
|
|
Основной путь развития организации
Основной путь развития организации в условиях динамичной среды – это повышение интеграции, развитие горизонтальных неформальных связей, снижение числа уровней иерархии, основанных на организационной культуре. Ярким примером повышения эффективности деятельности служит пример Джека Уэлча, руководившего компанией General Electric с 1981 г. по 2001 г.
За это время он:
- сократил число уровней иерархии с 29 до 6 (!),
-
сократил численность с 440000 до 313000 человек (!), -
повысил прибыль с 1,65 млрд долларов 7,3 млрд долларов!
Стюарт Крейнер, 1999, Бизнес путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля менеджмента |
|
Жизненный цикл организации
Средний срок жизни обычной фирмы в Японии и в Европе совсем небольшой – 12,5 лет*. За это время организация проходит целый ряд стадий, число этих стадий разные авторы указывают от 2-х и до-10-и.
Можно отметить, что первым, кто указал на неизбежную смену стадий жизненного цикла был Макс Вебер. Он указал три чистых типа легитимного господства:
Макс Вебер, 1921, Хозяйство и общество |
|
Харизматическое господство (стадия харизматической организации)
В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, , доблесть или образцовость, т.е. в его харизму.
Харизматическое господство разрушает прошлое (внутри своей области), и в этом смысле оно специфически революционно. Но легитимно оно лишь постольку и до тех пор, пока личная харизма в силу доказательства "значима", т.е. находит признание и используется доверенными людьми, учениками, последователями только на время харизматической доказательности…. Там, где харизма выступает, она организует "призвание" в эмоционально-напряженном смысле слова: как "миссию" или внутреннюю "задачу.
Чистая харизма специфически чужда экономике. Авторитарный по своему смыслу харизматический принцип легитимности может быть пересмотрен в антиавторитарном направлении.
Харизматическое господство только в момент образования существует в идеально-типической чистоте, при продолжительной деятельности оно должно значительно изменить свой характер: стать традиционным или рациональным (легальным), или и тем и другим одновременно, но в различных аспектах
Макс Вебер, 1921, Хозяйство и общество
|
|
Легальное господство (стадия рациональной организации)
В случае легального господства люди подчиняются законно установленному объективному рациональному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках.
Рациональная организация основывается в первую очередь на предшествующем опыте, значимом полученном результате, убежденности в рациональности заведенного порядка приведшем к успеху.
Макс Вебер, 1921, Хозяйство и общество
|
|
Традиционное господство (стадия иррациональной организации)
В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу ее почитания по привычке.
В данном случае подчиняются субординации, вышестоящему руководителю, а не законно установленному безличному порядку, как в случае рационального управления.
Существуют две области действия господина: а) материально связанная с традицией, б) материально свободная от традиции.
В рамках последней господин может оказывать "благосклонность" в форме милости или немилости, личной симпатии или антипатии и личного произвола, нуждающегося, в частности, в оплате подарками...
Фактическое осуществление господства означает то, что обычно может позволить себе господин и его штаб управления по отношению к традиционно повинующимся подданным, не вызывая у них отпора.
Макс Вебер, 1921, Хозяйство и общество
|
|
|
__________________ Версия для печати
:
Наши статьи 2006-2025 годов
|