ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(87)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(33)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение. Две составляющие

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 2019 г.

2. Две составляющие корпоративного управления

Ф. Найт отмечал, что «только предпринимательство – реальный созидательный фактор производства, а земля, труд и капитал низводятся до положения «средств» производства» [8, с. 50]. Соответственно, корпоративное управление включает две составляющие, первая из них – это предпринимательство, вторую Ф. Найт назвал «рутиной».

Предпринимательство это:

  • Выявление потребностей4 и возможностей потребителя, новых продуктов и технологий их производства, обеспечивающих эти потребности. Постановка целей разработки, производства и реализации потребителю5 тех рыночных продуктов, которые будет приносить предприятию максимальную добавленную стоимость, целей, которые необходимо принимать в условиях полной неопределенности [8].
  • Выявление потребностей и возможностей предприятия в создании, производстве и внедрении средств производства6 рыночных продуктов. Постановка целей создания более совершенной технологической и институциональной среды предприятия. Эти цели также приходится принимать в условиях неопределенности, в условиях расплывчатого «видения» предприятия – «видения как манящей цели» [10].
  • Выявление возможностей и потребностей поставщиков, финансистов, государства, общества в целом – всех заинтересованных сторон7.
  • Непосредственно видно, что все направления предпринимательства неразрывно связаны. Например, не зная возможных средств невозможно ставить никаких целей; не зная, например, требуемой продукции, невозможно ставить цели по средствам производства.

Рутина – это разработка, производство и реализация принятых внутренних и рыночных продуктов в соответствии с поставленными целями – это целеосуществление.

Предпринимательство характеризуется тем, что оно, в условиях неопределенности, «требует вынесения суждений, которые могут быть ошибочны, и, как следствие, принятие на себя ответственности [риска] за правоту собственных мнений» [8, с. 264]. Именно тот предприниматель, который, понимая свой риск и ответственность8, наилучшим образом сможет раскрывать эту неопределенность, наиболее адекватно осуществлять целеполагание – определять, что и как необходимо производить, – и обеспечит предприятию победу в конкурентной борьбе. Именно поэтому предпринимательство и является «созидательным фактором производства», а целеосуществление – «рутиной» [8]. И эту рутину во многом можно возложить на автоматы – только там, где необходимо принятие решений в условиях неопределенности, требуется человек.

Необходимость обеих составляющих обуславливается тем, что без предпринимательства продукция предприятия очень скоро потеряет конкурентоспособность – способность удовлетворять возрастающим потребностям потребителя. Без рутины бизнес предприятия также очень скоро потеряет конкурентоспособность – рутина конкурентов позволит им перехватить найденные продукты и обеспечить большие объемы их производства и с меньшей себестоимостью.

Управление целеполаганием – это прерогатива собственника – это определение того, как наиболее эффективно использовать активы предприятия. Управление рутиной – это прерогатива и функция руководителя предприятия. Если же собственник передает функции управления целеполаганием наемному менеджменту9, то он утрачивает контроль над активами предприятия (над своей собственностью). Ведь при этом остаточные права контроля активов ничем не ограничены и неподвластны собственнику, а их величина такова, что и менеджмент просто не может не направлять их на свои личные цели.

__________________

4 Причем даже тех потребностей, о которых потребитель еще и не подозревает.

5 Фактически это выявление и создание потребителя продукции предприятия.

6 Средства производства – это продукты внутреннего потребления.

7 В удовлетворении потребностей всех заинтересованных сторон заключается общественно необходимая миссия предприятия – его предназначение в обществе. И наличие такой миссии обеспечивает эффективность деятельности персонала даже в тех случаях, когда она не приносит ему непосредственной личной пользы [11, с. 228], Обеспечивается, как отмечал Р.С. Немов, «сверхнормативная активность» (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания)» [цит. по: 11, с. 228].

8 Если же «вынесение суждений» не будет сопровождаться ответственностью за результат предприятия, то это не будет предпринимательством [8]. Такой человек будет не предпринимателем, а функционером, желающим угодить своему руководителю. 

9 Вкладывает в предприятие только свой физический капитал, но не человеческий.

Введение << СОДЕРЖАНИЕ >> 3. Пять основных проблем корпоративного управления

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024