О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
21.01.2019

Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение. Пять основных проблем

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 2019 г.

3. Пять основных проблем корпоративного управления

Изложенно выше позволяет выделить шесть основных проблем корпоративного управления:

  1. Проблема, связанная с тем, что капитал собственника не находится в распоряжении собственника и под его непосредственным управлением – проблема низкой эффективности корпоративного управления.
  2. Проблема неразложимости общих целей человека и предприятия – проблема невозможности сколь-нибудь логической формализации процесса целеполагания.
  3. Проблема, связанная с невозможность единых принципов и структур целеполагания и целеосуществления – проблема рациональности целеосуществления и организационной структуры и процесса целеполагания.
  4. Проблема нашего видение будущей ситуации, как ничем не ограниченного объем разнородной субъективной информации – проблема использования видения как цели развития предприятия.
  5. Проблема неверифицируемости исполнения контрактов с руководителями предприятия – проблема контроля деятельности предприятия собственником.

Раскроем, кратко, эти проблемы.

Первая проблема корпоративного управления связана с тем, что капитал собственника «не оказывается под его непосредственным контролем и в его распоряжении» [4, с. 443]. Это показал Адам Смит еще в 1776 году, показал и что ожидать от такой ситуации: «ничего не может быть глупее, как ожидать, чтобы служащие большой фирмы, <…> почти совершенно свободные от контроля, <…> отказались навсегда от всякой надежды составить себе состояние, для чего они имеют в руках все средства, и удовлетворились скромным жалованьем, которое дают им хозяева» [4, с. 605]. Показывают эту проблему и лауреаты Нобелевской премии по экономике 2016 года О. Харт и Б. Хольстрем: «Совет директоров не может точно наблюдать за тем, как генеральный директор управляет компанией» [2, с. 6]. В итоге «фирма выходит из-под контроля ее первоначальных основателей, контроль над ней сосредоточивается преимущественно в руках ее "директоров"» [12, с. 1003], а акционеры могут жить лишь «довольствуясь получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [4, с. 691]. Таким образом первую проблему корпоративного управления можно назвать проблемой иррационального использования активов.

Вторая проблема корпоративного управления связана с неразложимостью [13] общих целей человека и предприятия в условиях неопределенности – проблема целеполагания. Общая (фиктивная) цель человека – это выживание, развитие и превосходство10. Но эта фиктивная цель ничего не говорит о том, какие конкретные предметные цели необходимо поставить. Основные цели предприятия стоящие перед собственником, например, устойчивая повышающаяся прибыль, повышение капитализации, занятие лидирующих позиций на рынке, – это фиктивные [14] цели развития и превосходства его предприятия, и это неразложимые [13] непредметные [16] цели. Ведь невозможно разложить цель получения заданной прибыли на компоненты, которые, в совокупности, и будут определять получение этой прибыли. Более того, достижение этих фиктивных целей определяет потребитель продукции, осуществляющий конечный контроль, а не кто либо другой11 [8], именно он оценивает ее своим рублем. И основная задача целеполагания – это задача превращения фиктивной непременной цели предприятия в предметную – ее разложение на предметные составляющие. Необходимо определить средства производства, рыночные продукты, приобретая которые потребитель и обеспечит предприятию достижение отмеченных фиктивных целей предприятия. Как отмечал Г. Саймон, «деятельность, называемая решением человеческих проблем, в основном представляет собой форму анализа средств, который направлен на обнаружение описания процесса пути, ведущего к желаемой цели» [17, p. 479]. А «в голом «хотел» или же «был не в силах» сама суть дела имеет значение пустой цели» [18, с. 220]. И именно то, какие средства будут приняты при целеполагании, во многом зависят и достигаемые предприятием результаты.

Главное – необходимо определить цели как предвидимые результаты и средства действуя в условиях как внутренней, так и внешней неопределенности будущего. И чем на больший период ставятся эти цели – тем выше неопределенность.

Третья проблема корпоративного управления определяется необходимостью разных принципов и структур предпринимательства и рутины, которые являются принципиально различными видами деятельности, которые должно осуществлять предприятие. Проблема целеполагания не только в неразложимости целей, а и в том, что собственник не в состоянии сформулировать адекватные цели предприятия, а наемные руководители формулируют цели исходя из своих личных интересов. Проблема целеосуществления в том, что наемный персонал также действует в первую очередь в своих собственных интересах преломляя указания руководства через призму этих интересов.

Четвертая проблема корпоративного управления – это проблема видения бизнеса. Ведь для того, чтобы создать бизнес, поддерживать и развивать его, необходимо иметь видение этого бизнеса, видение как «манящую цель» [10]. Только имея адекватное видение текущего состояния «как есть»12 и желательного состояния «как должно быть», и можно управлять развитием бизнеса. Но формирование видения, как абстрактной картины включающей неограниченный объем разнородной субъективной информации, мало что дает для управления. Необходимо формирование объективной ограниченной необходимой и достаточной системы верифицируемых ключевых положений бизнеса – только тогда возможно реальное управление развитием бизнеса.

Пятая проблема корпоративного управления – проблема корпоративного контроля – связана с тем, что собственник не только не имеет с персоналом полного верифицируемого контракта, но не имеет и возможности контроля деятельности, даже результатов деятельности персонала, контролировать решения руководителей, а соответственно и управлять активами и деятельностью предприятия. 

__________________

10 Фиктивная цель превосходства – это расплывчатая и неустойчивая, не поддающаяся непосредственной оценке цель, «ее нельзя полностью определить казуально [в терминах причины и следствия]. Но, пожалуй, можно как телеологический план души, стремящейся к ориентации, который в случае необходимости всегда принимает конкретную форму» [14, с. 34]. Это было сказано в 1920 году, а еще ранее, в 1847 году, К. Д. Ушинский отмечал, что «самая существенная, самая человечественная потребность в человеке есть потребность совершенствования, развития» [15, с. 39].

11 Конечный контроль осуществляет и общество в целом, инструментами общественного контроля рыночной продукции.

12 Или видение начальной идеи бизнеса и возможных средств, необходимых для его создания.

2. Две составляющие корпоративного управления << СОДЕРЖАНИЕ >> 4.1. Причины проблемы иррационального использования активов

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как проводится декомпозиция высших целей?


04.12.2018 18:47   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Современная организация: дерево целей – дерево стратегий

Декомпозиция высших целей не может проводиться в принципе - высшие цели являются «неразложимыми», «непредметными». Любые высшие цели, например, повышение прибыли, повышение капитализации, занятия лидирующих позиций в рыночных нишах, и др., невозможно разложить на компоненты.
Необходимо не проводить декомпозицию высших целей, а находить такую систему предметных целей (разработка, производство и реализация конкретных продуктов, средств их производства), достижение которой и обеспечит достижение высших целей предприятия. При этом цель - это предвидимый результат и средства его достижения, как технологические, так и институциональные. Цель без адекватных средств - это, как отмечал еще Гегель, - «пустая цель». И здесь целый комплекс проблем (в большей части социальных), которые необходимо разрешить, и краткий ответ на Ваш вопрос невозможен. Этот ответ можно найти в наших последних статьях, а еще лучше напишите на наш адрес info@corpsys.ru.



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2019 CopSys.ru