ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(107)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(52)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение. Пять основных проблем

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 2019 г.

3. Пять основных проблем корпоративного управления

Изложенно выше позволяет выделить шесть основных проблем корпоративного управления:

  1. Проблема, связанная с тем, что капитал собственника не находится в распоряжении собственника и под его непосредственным управлением – проблема низкой эффективности корпоративного управления.
  2. Проблема неразложимости общих целей человека и предприятия – проблема невозможности сколь-нибудь логической формализации процесса целеполагания.
  3. Проблема, связанная с невозможность единых принципов и структур целеполагания и целеосуществления – проблема рациональности целеосуществления и организационной структуры и процесса целеполагания.
  4. Проблема нашего видение будущей ситуации, как ничем не ограниченного объем разнородной субъективной информации – проблема использования видения как цели развития предприятия.
  5. Проблема неверифицируемости исполнения контрактов с руководителями предприятия – проблема контроля деятельности предприятия собственником.

Раскроем, кратко, эти проблемы.

Первая проблема корпоративного управления связана с тем, что капитал собственника «не оказывается под его непосредственным контролем и в его распоряжении» [4, с. 443]. Это показал Адам Смит еще в 1776 году, показал и что ожидать от такой ситуации: «ничего не может быть глупее, как ожидать, чтобы служащие большой фирмы, <…> почти совершенно свободные от контроля, <…> отказались навсегда от всякой надежды составить себе состояние, для чего они имеют в руках все средства, и удовлетворились скромным жалованьем, которое дают им хозяева» [4, с. 605]. Показывают эту проблему и лауреаты Нобелевской премии по экономике 2016 года О. Харт и Б. Хольстрем: «Совет директоров не может точно наблюдать за тем, как генеральный директор управляет компанией» [2, с. 6]. В итоге «фирма выходит из-под контроля ее первоначальных основателей, контроль над ней сосредоточивается преимущественно в руках ее "директоров"» [12, с. 1003], а акционеры могут жить лишь «довольствуясь получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [4, с. 691]. Таким образом первую проблему корпоративного управления можно назвать проблемой иррационального использования активов.

Вторая проблема корпоративного управления связана с неразложимостью [13] общих целей человека и предприятия в условиях неопределенности – проблема целеполагания. Общая (фиктивная) цель человека – это выживание, развитие и превосходство10. Но эта фиктивная цель ничего не говорит о том, какие конкретные предметные цели необходимо поставить. Основные цели предприятия стоящие перед собственником, например, устойчивая повышающаяся прибыль, повышение капитализации, занятие лидирующих позиций на рынке, – это фиктивные [14] цели развития и превосходства его предприятия, и это неразложимые [13] непредметные [16] цели. Ведь невозможно разложить цель получения заданной прибыли на компоненты, которые, в совокупности, и будут определять получение этой прибыли. Более того, достижение этих фиктивных целей определяет потребитель продукции, осуществляющий конечный контроль, а не кто либо другой11 [8], именно он оценивает ее своим рублем. И основная задача целеполагания – это задача превращения фиктивной непременной цели предприятия в предметную – ее разложение на предметные составляющие. Необходимо определить средства производства, рыночные продукты, приобретая которые потребитель и обеспечит предприятию достижение отмеченных фиктивных целей предприятия. Как отмечал Г. Саймон, «деятельность, называемая решением человеческих проблем, в основном представляет собой форму анализа средств, который направлен на обнаружение описания процесса пути, ведущего к желаемой цели» [17, p. 479]. А «в голом «хотел» или же «был не в силах» сама суть дела имеет значение пустой цели» [18, с. 220]. И именно то, какие средства будут приняты при целеполагании, во многом зависят и достигаемые предприятием результаты.

Главное – необходимо определить цели как предвидимые результаты и средства действуя в условиях как внутренней, так и внешней неопределенности будущего. И чем на больший период ставятся эти цели – тем выше неопределенность.

Третья проблема корпоративного управления определяется необходимостью разных принципов и структур предпринимательства и рутины, которые являются принципиально различными видами деятельности, которые должно осуществлять предприятие. Проблема целеполагания не только в неразложимости целей, а и в том, что собственник не в состоянии сформулировать адекватные цели предприятия, а наемные руководители формулируют цели исходя из своих личных интересов. Проблема целеосуществления в том, что наемный персонал также действует в первую очередь в своих собственных интересах преломляя указания руководства через призму этих интересов.

Четвертая проблема корпоративного управления – это проблема видения бизнеса. Ведь для того, чтобы создать бизнес, поддерживать и развивать его, необходимо иметь видение этого бизнеса, видение как «манящую цель» [10]. Только имея адекватное видение текущего состояния «как есть»12 и желательного состояния «как должно быть», и можно управлять развитием бизнеса. Но формирование видения, как абстрактной картины включающей неограниченный объем разнородной субъективной информации, мало что дает для управления. Необходимо формирование объективной ограниченной необходимой и достаточной системы верифицируемых ключевых положений бизнеса – только тогда возможно реальное управление развитием бизнеса.

Пятая проблема корпоративного управления – проблема корпоративного контроля – связана с тем, что собственник не только не имеет с персоналом полного верифицируемого контракта, но не имеет и возможности контроля деятельности, даже результатов деятельности персонала, контролировать решения руководителей, а соответственно и управлять активами и деятельностью предприятия. 

__________________

10 Фиктивная цель превосходства – это расплывчатая и неустойчивая, не поддающаяся непосредственной оценке цель, «ее нельзя полностью определить казуально [в терминах причины и следствия]. Но, пожалуй, можно как телеологический план души, стремящейся к ориентации, который в случае необходимости всегда принимает конкретную форму» [14, с. 34]. Это было сказано в 1920 году, а еще ранее, в 1847 году, К. Д. Ушинский отмечал, что «самая существенная, самая человечественная потребность в человеке есть потребность совершенствования, развития» [15, с. 39].

11 Конечный контроль осуществляет и общество в целом, инструментами общественного контроля рыночной продукции.

12 Или видение начальной идеи бизнеса и возможных средств, необходимых для его создания.

2. Две составляющие корпоративного управления << СОДЕРЖАНИЕ >> 4.1. Причины проблемы иррационального использования активов

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее

18.04.2024 Построение и анализ организационной структуры предприятия
В статье проведен современный анализ вопросов построения и анализа организационной структуры предприятия. Рассмотрена фундаментальная проблема сопротивления ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024