Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Цикл PDCA Деминга. Кайдзен

 Журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №2 2016 г.

3.1. Постепенное совершенствование. Методология Кайдзен 

Кайдзен (kaizen) означает совершенствование. Масааки Исаи писал, что отправная точка для совершенствования — выявление потребности. Для этого требуется признать наличие проблемы. Если она не выявлена, значит, нет нужды в совершенствовании, отсутствует потенциал для совершенствования. Следовательно, эта концепция делает акцент на признание проблемы и дает ключ к ее выявлению. Если проблема известна, ее нужно решать» [7]. Методология кайдзен поддерживает и повышает действующие стандарты путем небольших, постепенных улучшений, - это медленный процесс, который идет небольшими шагами. 

Успешная стратегия кайдзен однозначно предполагает, что ответственность за поддержание стандартов возлагается на рабочего, а совершенствование стандартов — обязанность менеджмента. При этом и на рабочего возлагается ответственность за выдвижение предложений по совершенствованию. Кроме того рабочий и самостоятельно может проводить совершенствование своей деятельности, если оно не выходит за рамки заданных стандартов. Японское понимание менеджмента сводится к следующему: поддерживать и повышать стандарты.

Если в ходе цикла PDCA по методологии кайдзен предложенное решение проблемы было реализовано на практике, следующим шагом становится проверка его эффективности. В случае, когда обнаружено, что решение действительно улучшает ситуацию, оно закрепляется в новом стандарте (см. рис. 6).

Рис. 6. Цикл принятия решения кайдзен [7].

Отметим, что стадия «Делай» включает не только внедрение разработанных контрмер, но и само производство с внедренными контр-мерами, иначе просто будет невозможно обеспечить стадию «Проверяй» - проверку можно провести только по результатам реального производства.

«Кайдзен ориентирован на процесс, поскольку, чтобы получить более высокие результаты, надо сначала улучшить процесс» [7]. В Кайдзен считается, что процесс не менее важен, чем совершенно конкретный намеченный результат – объем продаж! И это понятно, объем продаж ничего не говорит о том, как улучшить процесс. Объемы продаж (прибыль), являются отправной точкой для серьезных маркетинговых исследований и инноваций и постановки новых целей.

Сделаем здесь замечание по поводу термина «результат», который используется в двух значениях: как «результат процесса» (качество процесса, объем и качество продукции на выходе процесса) и как «результат организации» (результат от реализации продукции полученный системой в которой осуществляется процесс производства продукции). Более полно этот вопрос рассмотрен в разделе 6.

3.Циклы PDCA: постепенное и резкое усовершенствование << СОДЕРЖАНИЕ >> 3.2.Постепенное совершенствование. Циклы 7 шагов качества и PDCA1
__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025