ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2023
Статьи 2019-2023 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2023 годов
(321)Единственно правильная организационная документация предприятия ВИНИТИ РАН, 02.10.2023, № 33 – В2023, 13 стр.
(1214)Создание эффективной организации предприятия, обеспечивающей максимально достижимые результаты
ВИНИТИ РАН, 13.06.2023, № 26 – В2023, 31 стр.

Цикл PDCA Деминга. Резкое и постепенное совершенствование

 Журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №2 2016 г.

4. Система обеспечивающая и резкое и постепенное совершенствование

Одними резкими усовершенствованиями, как отмечалось, обойтись не удается. Система обеспечивающая как резкое, так и постепенное совершенствование приведена на рис. 9 [6].
Рис. 9. Система обеспечивающая и резкое, и постепенное совершенствование.

На рис. 9а и 9б изображены три цикла. Основной цикл – это цикл SDCA обеспечивающий текущую производственную деятельность, контролирующий и корректирующий отклонения в качестве процессов и продукции – отклонения от действующих стандартов. Если возникает проблема, требующая изменения стандартов или разработку новых стандартов, включается один из циклов PDCA: постепенного (PDCA1) или резкого (PDCA2) совершенствования. Более полная система приведена на рис. 9б [6]. Здесь учтены планы, поступающие сверху, анализ внешней среды, взаимодействие же циклов здесь практически то же как и на рис. 9а. Отмечено, что цикл PDCA2 – это стратегия – решение стратегических задач поступающих от производства (цикла SDCA) и внешней среды. 

Только на этой схеме не изображены вход и выход системы. Как видно (рис. 9а, 9б), реальная деятельность осуществляется на стадии D как цикла SDCA, так и цикла PDCA1, соответственно производство должно постоянно переключаться с цикла SDCA на цикл PDCA1 и обратно. Видимо по этой причине на этой схеме вход и выход процесса привести не удалось, и нужно искать другое решение. 

Рассматривая цикл 7 шагов Шиба отметил, что он имеет свойства и цикла PDCA, и цикла SDCA: «это цикл PDCA в котором последние несколько шагов являются циклом SDCA (стандарт, использование, проверка, реакция)» [6]. Можно заметить, что и все стадии циклов PDCA постепенного совершенствования (кроме стадии P), также имеет свойства и цикла PDCA, и цикла SDCA. Можно даже назвать их циклами SDCA отметив, что его стадия A такого цикла SCDA обеспечивает и совершенствование стандарта. Далее этот цикл SCDA будем называть «циклом SCDA совершенствования».

При этом система PDCA-SDCA с циклом SDCA совершенствования будет функционировать в соответствии с рис. 10.

Рис. 10. Система циклов PCDA-SCDA с циклом SCDA совершенствования.

Цикл SDCA совершенствования имеют следующие стадии:
  1. S – поступающие сверху стандарты: качества процессов и продукции, объемы производства (планы), внедрение новых и усовершенствованных стандартов.
  2. D – реальная производственная деятельность в соответствии со стандартами.
  3. C – анализ соответствия процессов и продукции стандартам.
  4. A – определенное корректирующее действие в зависимости от результатов обеспечивающее:
      • Сохранение стандарта – коррекции не требуется (процесс и продукция соответствует стандартам, методов совершенствования не выявлено);
      • Приведение процесса к стандарту (обнаружены отклонения процесса от стандарта);
      • Совершенствование стандарта (выявлены отклонения продукции от стандарта или методы совершенствования стандарта и продукции (с ограниченным изменением стандартов);
      • Передача данных на цикл PCDA резкого совершенствования (выявлены существенные отклонения процесса и продукции от стандартов, или существенные методы совершенствования процесса и продукции).
Приведенный на рис. 10 цикл SCDA совершенствования отличается от классического цикла SCDA только наличием отмеченной выше (выше по тексту и на рис. 10 выделено курсивом) возможности совершенствования стандарта на стадии (A). Все остальные функции полностью совпадают. Соответствие цикла SCDA совершенствования циклам PDCA постепенного совершенствования показано в таблице 3 на примере цикла PDCA по методологии кайдзен.

Таблица 3. Соответствие стадий циклов SCDA и Кайдзен
Ста-
дия
Цикл PDCA по методологии кайдзен
Ста-
дия
Цикл SCDA совершенствования
P Определение проблемы A Определение проблемы
P Анализ проблемы A Анализ проблемы
P Установление причин  A Установление причин 
P Планирование контрмер A Планирование контрмер:
В зависимости от достигнутых результатов и анализа:
• Стандартизация
• Приведение процесса к стандарту;
• Совершенствование стандарта;
• Передача данных на цикл PCDA для запуска отдельного цикла совершенствования.
D Внедрение контрмер
Производство
S
D
Внедрение новых и усовершенствованных стандартов.
D – производство по стандартам
C Подтверждение результата C Анализ соответствия процессов и продукции стандартам.
A Стандартизация   Смотри стадию А выше

Виден только сдвиг стадий цикла SCDA совершенствования по отношению к циклу PCDA Кайдзен, что совершенно не существенно: соответствие циклов полное. Аналогично можно показать соответствие цикла SCDA совершенствования и другим циклам PCDA постепенных изменений. Однако сопоставить подобным образом циклы PDCA и SDCA совершенствования системы циклов PDCA-SDCA совершенно невозможно.
Еще один аргумент за то, что бы известные циклы постепенного совершенствования представить как цикл SDCA совершенствования состоит в том, что целью обоих этих циклов являются качество процессов и продукции и их стадия D – это реальное производство. Управление циклами идет снизу, от производства. Цель цикла PDCA совершенно другая – создание новых стандартов. Управление им в основном идет сверху, от целей и стратегии организации, и только при серьезных проблем с производством, идет снизу.

Полный процесс деятельности организации с циклом SCDA совершенствования приведен на рис. 11. Сравните с рис. 9б, в котором даже не указаны входы и выходы системы.
Рис. 11. Процесс деятельности организации включающий резкие и постепенные изменения c циклом SDCA совершенствования. 

Отметим, что здесь цикл PDCA вращается не постоянно, а только при разработке нового стандарта, в остальное время находясь в режиме ожидания. При этом в режиме ожидании стадия P цикла PDCA функционирует и проводит анализ поступающей от внешней среды и цикла SDCA совершенствования (со стадии A) информации. Как только на стадии P будет выявлена необходимость разработки нового стандарта, цикл PDCA запускается (не влияя на цикл SDCA до завершения разработки стандарта).

Такое расширение цикла SDCA не меняет сути протекающих процессов, но облегчает их описание и понимание (сравни рис. 9а и 9б, и 11). Содержание циклов PDCA и SDCA, и система PDCA-SDCA приведены в таблице 3.

Таблица 3. Циклы PDCA и SDCA совершенствования, система PDCA-SDCA.
 
Цикл PDCA системы 
PDCA-SDCA
Цикл SDCA совершенствования
Система PDCA-SDCA
с циклом SDCA совершенствования
Цель Планирование. Разработка резких усовершенствований
Производство.
Стабилизация или постепенное совершенствование
Планирование. Производство. 
Резкое совершенствование, стабилизация или постепенное совершенствование 
Стратегия/ тактика Разработка стратегии Тактика Стратегия и тактика
Направление потоков информации Сверху вниз с возможными итерациями снизу вверх Снизу вверх с возможными итерациями сверху вниз Планирование – сверху вниз, производство – снизу вверх (с возможными встречными итерациями)
Подход Ориентация на результат организации (предвидимую цель) Процессный подход (ориентация на процесс и результат процесса) Ориентация на результат организации (предвидимую цель); Процессный подход
Мониторинг Внешней среды Процессов и их результатов Внешней и внутренней среды

Рассмотрим далее систему SDCA-PDCA (с расширенным пониманием цикла SDCA) в организации в целом, в иерархической системе.

3.3.Резкое совершенствование. Система циклов PDCA-SDCA << СОДЕРЖАНИЕ >> 5. Система циклов SDCA-PDCA в иерархическая организации

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее

06.08.2023 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
В статье приведены виды консалтинговых услуг, проблемы, которые стоят при проведении консалтинговых услуг. Пути преодоления этих проблем. ... далее

21.06.2023 Решение проблемы мотивации персонала
В статье показано, что проблема мотивации персонала не имеет своего разрешения в рамках обособленных систем мотивации. Показано разрешение проблемы мотивации ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2023