О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
09.08.2018

Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия. Решение проблемы

Начало статьи   Международный журнал
"Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Основной подход к разрешению проблемы результата предприятия

Вечное препятствие для человеческого сотрудничества заключается в том, что у людей есть свои интересы [4]. Человек ставит на первое место цели своего развития и превосходства [19], преследования личного интереса [20]. Однако человек существо социальное, действуя совместно, организуя совместную деятельность, ставя и достигая высокие совместные цели, человек достигает и существенно большие личные цели – только так и может достигать своего максимального развития. При этом Д.А. Леонтьев отмечает, что совместная деятельность даже замещает индивидуальную [21]. Конечно это возможно только тогда, когда совместная деятельность будет организована так, что она будет приносить ее участникам более высокие личные результаты, а «совместная деятельность без организатора – такая же бессмыслица, как и совместная деятельность без непосредственных исполнителей» [22, с. 93]. И таким организатором в первую очередь должен быть собственник.

Поэтому на самом деле интересы и собственника, и руководителей предприятия, и рядового персонала, одни и те же: максимальное развитие. Необходим только баланс интересов сторон, в первую очередь – между собственником и менеджерами [23]. Стороны должны заранее, до вступления в отношения «владелец бизнеса – наемный менеджер», достичь в вопросе заработной платы желаемого баланса интересов [24, с. 5]. Однако для этого собственник должен решить, как уже отмечалось выше, какой результат предприятия ему требуется, какой результат он будет стимулировать.

Только сама проблема именно в том, что собственник не может заранее определить тот социально-экономический результат, который может принести его предприятие, а значит не может и контролировать достижение этого результата. Он может только постфактум узнавать фактически полученные результаты. Именно это и приводит к тому, что реальную власть в предприятии захватывают менеджеры, которые владеют ситуацией на местах и используют предприятие в своих собственных интересах. Собственнику же информация на местах практически недоступна – общее собрание акционеров, контролирующее совет директоров, «редко претендует на понимание дел компании» [2, с. 691], «совет директоров не может точно наблюдать за тем, как генеральный директор управляет компанией» [4, с. 6]. Причины этого: неполнота контракта [13] (собственнике не может полностью задавать деятельность руководителей в контракте, а значит и контролировать ее), преследование руководителями личного интереса [20], «асимметрия информации» [25] (собственник не имеет полноты информацией на местах, а руководителям предоставлять ему эту информацию выгодно далеко не всегда).

К решению проблемы результата предприятия мы подходим следующим образом. Как отмечал Д. Норт: «Вариативность, прибыльность и даже выживание организаций в обществе, как правило, зависят от существующей институциональной матрицы» [26, с. 98]. Соответственно собственники компании, как в 2017 году отмечал С.И. Луценко, обязаны контролировать институциональный порядок в предприятии [27]. Только он не показал, как, отмечая ранее, что в обеспечении институционального порядка, действующего в предприятии, особое значение имеет механизм долгосрочной мотивации директората [11].

«Организации создаются для того, чтобы преследовать цели своих создателей. Они формируются как функция не только институциональных ограничений, но и других ограничений (например, технологий, дохода и предпочтений). Взаимодействие между этими ограничениями образует потенциальные возможности максимизации дохода для предпринимателей (экономические или политические)» [25, с. 97-98]. Поэтому, если собственник хочет создать эффективное предприятие, он должен сформировать необходимые и достаточные ключевые положения такого предприятия (институциональные и другие положения), а далее внедрить их в деятельность предприятия, контролировать их соблюдение. И в этом должно заключаться основное управление предприятием со стороны собственника. Ведь «цель организации есть форма видения ее руководителя» [28, с. 132], которое «есть представление о реалистичном, надежном, привлекательном будущем для организации, таком ее состоянии, которое во многих важных отношениях лучше нынешнего» [28, с. 133], лучше тем, что обеспечивает более высокие социально-экономические результаты предприятия. Необходимо представить видение в виде «комплекса взаимозависимых правил и неформальных ограничений, совокупность которых определяет экономическую деятельность» [25, с. 129]. И таким комплексом является предложенная нами необходимая и достаточная система ключевых положений (парадигма) включающая социально-трудовые отношения и организацию (формальную и неформальную) [29]. Она включает и институциональные положения, и неинституциональные. Включает социально-трудовые отношения в предприятии и отношения всех других заинтересованных лиц: собственника, коллектива предприятия, потребителей, поставщиков, общества (базис) и организацию деятельности, средств производства, технологий, продукции, обеспечивающих эти отношения (надстройка). Эту систему далее мы назвали парадигмой СТОО [30] (далее «парадигма»). Практически парадигму предприятия можно получить разложением видения предприятия по структурным элементам – ключевым положениям парадигмы. Необходимость отмеченных двух основных компонентов отмечает и Э. Кэтмелл, называя их ключевой идеологией (социально-трудовые отношения) и воображаемым будущим (организация) [31].

Отмеченное говорит о том, что, как мы уже отмечали [32, с. 5], «конечный результат предприятия» – это и «достигнутые социально-экономические результаты деятельности, и само предприятие», сформированная в нем институциональная и технологическая среда. И мотивация руководства предприятия должна идти и на заданные парадигмой ключевые положения предприятия (на само предприятие как результат), и на социально-экономические результаты предприятия, которые определяются этой парадигмой. В первую очередь – ее базисом – социально-трудовыми отношениями предприятия. Кратко рассмотрим парадигмы с различными базисами.

Проблема управления предприятием собственником << СОДЕРЖАНИЕ >> Четыре парадигмы предприятия

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Гарантия на консалтинговые услуги при расторжении договора?


07.08.2018 9:09   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Современная организация: менеджмент услуг

Все гарантии сторон и при расторжении договора, и при завершении работ по договору, оговариваются в самом договоре, никаких других гарантий, кроме установленных договором, существовать не может.
   Гарантии в договорах на консалтинговые услуги даже при завершении работ по договору устанавливаются достаточно редко. Это определяется тем, что в договоре результат консалтинговых услуг подавляющего большинства консалтинговых компаний, определяется как разработка и передача Заказчику каких-либо материалов. Наша компания, в отличие от других, определяет результат договора консалтинговых услуг как заданное повышение выработки предприятия (суммы прибыли и средств оплаты труда), достигаемое предприятием Заказчика в ходе проведения наших консалтинговых услуг, и это повышение фиксируется в договоре. Фиксируются и финансовые гарантии нашей компании по достижению заданного договором повышения выработки.



Наши новые статьи

15.08.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

16.06.2018 Управление предприятием как социальной системой Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
Настоящая статья посвящена решению проблемы управления предприятием как социальной системой. Показано, что постановка цели социальной системы, разработка ее стратегии и структуры, обеспечивающих достижение поставленной ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru