О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Консалтинговый отчет по договору консалтинговых услуг

Гарантии наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методическая поддержка и консалтинговое сопровождение Заказчика


Наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
01.11.2014

Разработка и реализация эффективной стратегии

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №11 2014 г. с. 19-24.

Введение
 
Стратегическое управление прочно вошло в систему управления нашими предприятиями. Альтернатив ему практически не существует. Однако, если приглядеться, многие авторы понимают этот термин совершенно специфически, порой даже так, что стратегическое управление там и разглядеть невозможно. В теории разбираться достаточно сложно и мы постарались рассмотреть вопросы стратегического управления на практике. Это вопросы постановки цели, модели предприятия на которой можно рассматривать поставленные вопросы, декомпозиции цели предприятия и разработки стратегии, композиции цели и реализации стратегии, корректирующих и предупреждающих действий, изменения организации в ходе реализации стратегии.
 
1. Постановка цели
 
Деятельность предприятия – это постановка цели, разработка и реализация стратегии достижения поставленной цели. При этом реализация стратегии требует постоянного контроля достижения результата, контроля внутренней и внешней среды. Причем на всех уровнях иерархии предприятия [1]. А по достижении результата – постановка новой цели и получение нового результата.
 
При этом цель, должна быть достижима, а достижимость цели определяется в первую очередь организацией деятельности предприятия, принципами, заложенными в его организацию, его организационной культурой. Если мы ставим цель «от достигнутого», то проблем нет. Если же мы ставим перед предприятием существенно более высокую цель (а в потенциале наши предприятия могут иметь эффективность в среднем в 3-4 раза выше достигнутой), то возникают неизбежные проблемы: сможет ли предприятие достичь более высоких целей, и что для этого требуется. Более высокая цель может быть достигнута только на новых принципах и новой организации, если же мы их не изменим, то не изменится и достижимая цель. Методом проб и ошибок решать данный вопрос невозможно.

Для этого необходимо смоделировать процесс достижения поставленной высокой цели на новых принципах деятельности и при новой организации, да и найти саму эту организацию на модели.
Проблема в том, что социальные организации, к которым относятся все предприятия, не соответствуют моделям ни теории автоматического управления, ни даже кибернетики. Если собственник возьмет да и поставит перед руководителем предприятия цель втрое-вчетверо выше достигнутой ранее, что он услышит? Только множество причин по которым это невозможно. И будет по своему прав. Тоже самое будет и если руководитель предприятия поставит такие цели перед своими топ-менеджерами, и т.д.
 
Такие вопросы может решить только социо-кибернетическая модель организации [2], которая включает в себя личность человека с его компетенциями, личными целями, культурой и памятью. К сожалению, это не математическая модель и моделирование возможно только с участием человека или его социальной модели.
 
2. Социо-кибернетическая модель организации
 
Социо-кибернетическая модель организации – это рекурсивная модель в которой все подчиненные подразделения могут рекурсивно раскрываться до самого нижнего уровня (рис. 1). При этом самый нижний структурный элемент включает средства производства и, естественно, не раскрывается далее (рис. 2).

Рисунок 1. Рекурсивная социо-кибернетическая модель организации [2].

 
Рис. 2. Модель Производственного элемента – самого нижнего структурного элемента. Линии связи по преобразованию входа в выход даны условно [2].
 
На всех моделях присутствует «структурное подразделение», которое и раскрывается рекурсивно, его модель приведена на рис.3.


Рис. 3. Модель структурного подразделения, входящего в рекурсивную модель, как официально выделенного органа управления частью организации [2].
 
Предположим, что структурный элемент 100 (рис.1) – это предприятие в целом, а структурные элементы 1n0 – это подразделения верхнего уровня иерархии, двунаправленные стрелки от которых идут на подразделения нижнего уровня иерархии, и так до самого нижнего уровня иерархии.
 
Управление и движение материальных средств в модели на уровнях производственных цехов изображено на рис. 4.
 

Рис. 4. Управление и движение материальных ресурсов в модели организации [2].
 
На самом нижнем производственном уровне мы получаем процесс превращения материальных ресурсов в продукцию предприятия. Вся верхняя надстройка – это, фактически, организация и управление этим процессом. Организация и управление, отталкивающиеся от цели предприятия и принятой стратегии ее достижения.
 
На вход модели (рис. 4) поступают от собственника (незавершенный верхний левый элемент) цели, принципы деятельности (в т.ч. миссия), ресурсы, собственник получает отчеты и результаты деятельности.
 
Вернемся к вопросу что будет, если собственник возьмет да и поставит перед руководителем предприятия цель втрое-вчетверо выше достигнутой ранее, точнее – как это следует правильно сделать. Исходя из этой модели новая цель, которая ставится руководителю предприятия (да и любому руководителю и сотруднику), новые принципы, должны соответствовать его компетенциям, его личным целям, его культуре, а в его памяти не должно быть случаев, когда к нему относились с нарушениями этики (а если были, то вопрос должен быть разрешен). Проблема в том, что новые цели и принципы требуют изменения культуры, а это длительный процесс (особенно на верхних уровнях иерархии), поэтому на этапе постановки цели необходимо выработать мотив в достижении поставленной цели, в изменении принципов деятельности, в определении этих новых принципов деятельности. Если это будет сделано, то руководитель аналогично поставит новые цели и принципы перед своими подчиненными, и так до самого нижнего уровня иерархии. Процесс этот итерационный. Нижние уровни могут встречно подавать предложения по изменению целей как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. И если высокие цели предприятия будут соответствовать и их личным целям, то они будут выдвигать максимально достижимые цели.
 
Другая проблема в том, что невозможно просто так сказать достижима цель, или нет. Нужно смоделировать стратегию ее достижения при наиболее эффективной для этого организации. Таким образом мы строим не «дерево целей», а «дерево стратегий», и строим и само это «дерево». Данный процесс подробно описан в нашей статье «Разработка эффективной стратегии и структуры предприятия – практическая пошаговая методика» [3].
Таким образом, решение вопроса о постановке цели предприятия – это, фактически, вопрос разработки стратегии его деятельности по достижению поставленной цели, и организации эффективной деятельности. Без этого можно ставить только цели «от достигнутого». 
 

Вы также можете посмотреть статьи 2016 года "Стратегия развития предприятия" и "Развитие организации"

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Разработка и реализация эффективной стратегии"

Стр. <<   1 2

29.09.2016 19:54  А.Н.

В чем сама суть стратегического управления? Отличие от нестратегического?

29.09.2016 23:03  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Основная суть в том, что стратегическое управление - это управление на различных временных горизонтах в среде, изменение которой заранее неизвестно. Стратегическое управление подобно игре в шахматы: мы планируем развитие ситуации на много "ходов" вперед, не зная "ходов" конкурентов, а только прогнозируя их. И, если конкуренты делают другие "ходы", нам приходится проводить коррекцию нашей стратегии.

Если же мы попробуем в шахматах применять оперативное тактическое управление, то нам придется каждый раз ждать хода противника, и только после этого думать об одном ответном ходе, делать его, и снова ждать ответного хода противника. Понятно, что так мы очень быстро проиграем, Аналогично проиграем в конкурентной борьбе, если не будем использовать стратегическое управление, прогнозировать развитие ситуации на много "ходов" вперед.


12.12.2016 17:56  Виктория

Как структура организации, существующие системы стимулирования и контроля, управления развитием, оказывают воздействие на процесс формулирования стратегии?

12.12.2016 19:56  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Новую стратегию предприятия обычно формулируют руководитель предприятия и руководители высшего и среднего уровней. При этом новая стратегия формируется при устоявшейся структуре (системе власти), системе стимулирования и контроля, системе управления, статусов, устоявшейся организационной культуре. И новая формируемая структура одним руководителям приносит повышение статуса, полномочий, перспектив. Другим же необходимость повышения компетенций, повышение нагрузки, сокращение полномочий. Причем, как показывает практика, если некоторым из них новая стратегия ничем и не грозит, то они все равно опасаются изменений.
Поэтому формирование новой стратегии – это всегда противоречивый и разнонаправленный процесс, всегда сопровождающийся «сопротивлением изменениям» (И. Ансофф). Все это приводит к тому, что без твердой решимости руководителя предприятия к проведению стратегических изменений, без соответствующих методологий, серьезных изменений в новой стратегии практически не происходит. Культура предприятия консервативна и препятствует изменению сложившихся устоев - формированию новой стратегии.

04.05.2017 18:06  Афанасий

Что нужно для разработки стратегии?

04.05.2017 20:06  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Для разработки стратегии требуется, во-первых, знание ситуации, главное:
  • Знание динамики результатов предприятия.
  • Знание состояния кадров и их динамики.
  • Знание состояния и прогноза развития внешней среды (конкурентов, потребителей, поставщиков, и т.д.).
  • Знание финансового состояния и ресурсов.
Во-вторых, знание основных целей и политик предприятия, знать, разработка какой стратегии требуется:
  • Разработка стратегии «от достигнутого».
  • Разработка стратегии от поставленных высоких социально-экономических целей.
  • Разработка стратегии выхода из выявленного кризиса.
  • Разработка стратегии реализации новых открывающихся возможностей.
  • Разработка стратегии под организационную структуру.
  • Совместная разработка стратегии и оптимальной структуры.
Если относиться к разработке стратегии серьезно, требуется очень много.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Разработка и реализация эффективной стратегии", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

Что значит повышение эффективности предприятия, совсем кратко


16.09.2017 15:16   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Эффективное предприятие. Его активы и стратегия

Повышение эффективности предприятия - это, если требуется сказать буквально в трех словах, повышение выработки на человека (выработка - сумма прибыли и зарплаты).

По московским меркам, развивающаяся компания должна иметь выработку на человека вне менее 2-4 млн.руб. в год. Наиболее эффективные компании имеют выработку на человека до 8-9 млн.руб. в год. В развитых странах выработка на человека, в рублевом выражении, доходит до 15 млн.руб. в год.



Наши новые статьи

18.09.2017 Полная модель управления организацией Менеджмент сегодня, №2, 2017
В статье проведен анализ известных моделей управления организацией и описана практическая полная модель, включающая повседневную деятельность с постоянным совершенствованием, управление изменениями в организации, ... далее

30.08.2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации Менеджмент сегодня, №3, 2017
В статье раскрывается структура управления организацией, охватывающая систему постановки целей развития и производства, а также системы стратегического управления революционным развитием организации и классического ... далее

16.06.2017 Разработка стратегии развития предприятия
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели – не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности ... далее

13.06.2017 Человеческий фактор в управлении организацией
Человеческий фактор обусловлен тем, что человек приходит в организацию не для достижения целей организации, а для достижения своих личных целей. Приходит только потому, что коллективный труд более эффективен с точки ... далее

24.05.2017 Управление изменениями в организации
Управление изменениями – это не самоцель – это и повышение результатов деятельности, необходимое в условиях конкуренции, и преодоление проблем и кризисов, необходимое для выживания организации. Это развитие организации. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2017 CopSys.ru