Это было так естественно
Кейс № 12
Всё началось с того, что группа высококлассных программистов решила организовать сеть для распространения своих программных продуктов. Кроме того, они предлагали специальные базы данных и скоро создали пакет программ для офиса небольшого предприятия. Обрастая клиентами, требовавшими постоянного обновления софта, они занялись и «железом», поставляя современные модели компьютеров и периферийных устройств. Вскоре этой группе из трёх собственников поступило предложение от другой группы, продающей пакет правовой информации со справочной системой. Они приняли это предложение и стали распространять свои программные продукты в одном пакете. За этим последовало полное слияние всех активов двух групп, и число собственников выросло до пяти.
Немного раньше появился новый менеджер, единственный, кто не вышел из программистов – Константин Надеждин. Он принёс новый взгляд на фирму и бизнес-процессы. К этому времени управление сетью значительно усложнилось: нужно было много надежно и стабильно работающих людей, поддерживающих, как это понял Константин, постоянные личные контакты с пользователями и покупателями услуг. Клиенту хотелось иметь постоянного мастера на все руки и на все случаи жизни, не особенно вникая, откуда берётся та или иная программа и сколько нужно платить за лицензию. И Константин назвал это главным приоритетом в развитии сети – он видел сеть как децентрализованную с региональными опорными центрами и широким набором услуг, с этим и пришел к собственникам. Константин считал приоритетным направлением обслуживание офисов малого и среднего бизнеса. Но собственники в этот момент были поглощены борьбой с недружественным Интернет-сайтом, и озабочены вопросом приобретения готового Интернет-магазина подарков. В конце концов, война закончилась тем, что произошло очередное слияние: сеть программного обеспечения обрела мощный и «раскрученный» сайт и под той же маркой стал успешно функционировать Интернет-магазин.
Константин великолепно справлялся с управлением сетью, системой обслуживания (кстати, он создал гибкую систему обновления программ как через локальную сеть и интернет, так и простым курьером с дискетой) и многочисленной братией редакции сайта, курьеров, рекламных агентов и хакеров. При этом попытки Константина обсудить с собственниками фирмы вопросы стратегического развития в разных направлениях кончались в лучшем случае двухдневным семинаром по стратегии бизнеса без прямого диалога о развитии своей собственной фирмы, а в худшем – ничем. Сказывались и противоречия между партнёрами, продажа двух долей в связи с уходом двух партнёров в другой бизнес, противоречия в интересах тех, кто смотрел на фирму как на сеть розничной торговли и интересами тех, кто смотрел на ту же самую фирму как на российский «Mikrosoft». Устав от споров, партнёры утешались стабильным уровнем прибыли и известностью марки, что снижало для них актуальность вопросов, которые ставил перед ними Константин, пожалуй, единственный, кто видит всю фирму как целостный и развивающийся организм.
Итак, на данный момент Константин Надеждин – гордость нашей компании и ее самый эффективно работающий капитал. И самый эффективный объект вложений. На его материальное стимулирование никогда не жалели денег а на моральное – времени. Нет такого собрания акционеров, на которое не пригласили бы Константина. Меняются собственники, их доли, направления инвестирования и акценты в управлении Делом, не меняется только Константин. «Настоящий, прирожденный хозяин» - говорят про него.
С точки зрения собственников: Это было так естественно – завоевав доверие собственников, получить (то есть почетно выкупить) долю в том самом бизнесе, которому уже отдал столько сил… Но когда выяснилось, что наш самый лучший менеджер НЕ ХОЧЕТ быть собственником ни в какой степени, партнёры озадачились, а некоторые – насторожились…
Между тем Константин развивает новые услуги, внимательно следит за тенденциями развития потребностей малого и среднего бизнеса, формированием спроса на программное обеспечение задач, которые ставят перед ними покупатели, конкуренты, персонал и государство. Константин стал изучать архитектуру корпоративных систем учета и систем обслуживания клиентов в интерактивном режиме. Год назад он на собственные средства заказал специальный программный пакет по бухгалтерскому чёту и отчётности с учётом потребностей четырёх очень крупных клиентов, которые уже думали о том, чтобы купить дорогие импортные бухгалтерские системы. Он убедил их с цифрами в руках, что им придётся тратить еще много времени, сил и денег, чтобы настроить программы для своей специфики, проводить обновление согласно постоянно изменяющимся требованиям налоговых инспекций, посылать свой персонал и программистов на дорогостоящую учебу, оставаясь при этом в зависимости от поставщика программного продукта. Свой пакет программ Константин продал кроме этих четырёх еще семи крупным клиентам и всех вместе поставил на комплексное универсальное обслуживание в отдельной специально созданной фирме, использующей труд многих и многих программистов-«надомников» словно рассеянная мануфактура на заре капитализма. Для этой фирмы он установил главный принцип – комплексное удовлетворение потребностей в компьютерном обеспечении своими силами «под ключ» или, если это невозможно, поиск и привлечение исполнителей или поиск тех или иных необходимых продуктов (вплоть до компьютерных игр), в том числе закупка, установка и обслуживание «железа». Каждого клиента опекает свой менеджер, который всегда готов решить все проблемы, может быть, даже выходящие за рамки чисто компьютерных проблем.
Поскольку собственники учредили много юридических лиц в интересах поддержки наиболее выгодного правового режима и минимизации налогов, и в договорах указывались всё время разные юр.лица, клиенты не удивились еще одному юр.лицу. Они знали «Костю» и доверяли ему. Все расчёты были переведены на другую бухгалтерию, контролируемую и оплачиваемую Константином. Он стал глубже изучать спрос, используя уникальные данные своих наблюдений за четыре года, использовал и опыт тестирования цен на новые услуги. Фирма Константина пользовалась многими разработками большой фирмы, складами и транспортом, а также выгодными оптовыми ценами постоянных поставщиков «железа». Заказав серию исследований у своих старых знакомых, которые когда-то первыми начинали продавать доступ к Интернету, он изменил свой курс. Раньше ему казалось, что его клиенты – владельцы малого и среднего бизнеса – посещают совсем другие сайты. Теперь он выяснил, что сотрудники среднего уровня управления, где формируются решения, необходимые Константину, сидят в Интернете по многу часов в день, посещая чаще не корпоративные деловые сайты (которых оказалось намного меньше), а популярные, с шумной рекламой, желтой прессой, крикливыми заголовками и сомнительным содержанием, никак не связанным с деятельностью фирмы, в которой эти сотрудники работают.
И вот Константин сидит у себя в кабинете и думает: глупо вкладывать столько сил и денег в раскрутку нового сайта, когда у этого, своего, еще столько возможностей не использовано! И Интернет-магазин отделять – чревато большими потерями. А инфраструктура всей сети? Но лучше всего не ждать, пока многочисленные партнёры между собой договорятся (похоже, никогда), а организовать комплексную программу продвижения всего комплекса услуг на своем сайте. Тогда нужно уводить весь бизнес под свой контроль … Но Константина мучают сомнения…
__________________
Версия для печати