Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Повышение экономической эффективности предприятияПовышение экономической эффективности предприятия важно не только для коммерческих предприятий, но и для некоммерческих организаций, ведь без экономического эффекта не может существовать ни одна организация. Однако в коммерческих предприятиях этот вопрос стоит намного острее, многие собственники и руководители коммерческих предприятий (в России зачастую это одно лицо) говорят, что для них важна только прибыль.
Однако, «уделяя внимание увеличению прибыли, менеджеры рискуют поставить под угрозу выживание всего предприятия. Ради получения сиюминутной прибыли они могут разрушить будущее всего бизнеса. Ради текущего увеличения прибыли они склонны недооценивать научные исследования, продвижение и другие инвестиции, которые можно отложить на будущее. Но прежде всего, они избегают любых капитальных затрат, которые могут увеличить базовый вложенный капитал, по отношению к которому и измеряется прибыль; следствие – опасное устаревание оборудования. Иными словами, они руководствуются наихудшими методами управления» [1]. Но вопрос даже шире, он не только в борьбе за текущую прибыль, он принципиально другой: компании, у которых четко сформулированы были только экономические цели, и близко не добивались таких экономических результатов, каких достигали компании с более широким диапазоном ценностных установок. И все же поразительно, как мало говорится о формировании ценностей в современных теориях управления − особенно сколь мало говорится о компаниях как о куль¬турах [2].
Будет ли коллектив предприятия эффективно и самоотверженно трудиться ради прибыли собственника? Коллективу необходимы совершенно другие ценностные установки. Такими установками могут быть общественно значимая роль предприятия – его миссия в обществе, и видение предприятия, предприятия, которое способно исполнять свою миссию и неуклонно повышать свою экономическую эффективность, и в плане собственника, и в плане сотрудников предприятия – ведь они приходят на предприятие только для достижения своих личных целей, но никак не достижения высокой прибыли собственника. «Успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества» [3].
Таким образом, если коммерческое предприятие хочет эффективно развиваться, иметь высокую экономическую эффективность и получать максимальную прибыль, то оно должно отрешиться от самой этой прибыли, должно направить все свои усилия по созданию для общества социально необходимого продукта, на создание передового предприятия, способного эффективно выпускать этот продукт и развивать его в перспективе, должно «наполнить повседневное поведение людей смыслом и целесообразностью долгосрочной перспективы» [2]. Необходимо направить на создание такого продукта и такого предприятия деятельность всего коллектива, сплотить этими идеями коллектив. А прибыль приложится, так же как и достойное вознаграждение членам организации.
Прибыль же организации, как идея, совершенно не работает. Прибыль – это не цель, это условие существования организации (также как вода и воздух для человека). Она также не может рассматриваться главной целью организации, как и зарплата работника. Однако она является одной из основных ценностей: «должна быть открытая вера в экономический рост и прибыль, и признание их важности» [2].
Список литературы 1. Друкер Питер Фердинанд. Практика менеджмента. - М.: «Вильямс», 2007 г. - 432 с.]. 2. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.:Прогресс, 1986. – 424 с. 3. Андреева Г.М. Социальная психология Социальная психология: Учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 375 с. __________________ Версия для печати
|
|