Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Управленческая прибыль Понятие управленческой прибыли было введено Рапопортом и означает тот ценный эффект, который предприятие получает за счет организации совместной деятельности своих управляющих и работников, и только за счет организации, а не расширения материальных и нематериальных активов предприятия. Причем, как утверждает Пригожин, этот путь куда эффективнее (Пригожин А. И. Методы развития организаций, 2003). Что же означает такая организация предприятия в понимании Пригожина и других гуру современного менеджмента. Основа организации - это создания четкого дерева целей от предприятия в целом, и до каждого конкретного работника, а также интеграция всех частных целей воедино, что бы каждый конкретный работник, каждое подразделение было направлено на достижение цели предприятия. Иными словами, основа организации – это дифференциация и интеграция. Дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации (Lawrence, P.R., Lorsch, J.W. Organization and Environment: Managing Differentiation and Integration). Необходимость дифференциации очевидна, цель предприятия достигается конкретными работниками, каждый из которых на своем месте достигает поставленную перед ним частную цель. Необходимость интеграции уже в 1926 г. четко отметила Мери Фоллетт: «Вы не можете всегда, получив по отдельности результаты деятельности подразделений, ожидать их согласованности. Вы должны построить организацию, которая обеспечивает координацию в процессе выполнения работ». Дифференциация – это создание дерева целей, постановка частных целей всем структурным подразделениям и конкретным работникам, согласование внутренних целей работников с поставленными перед ними частными целями предприятия. Интеграция – это мотивация структурных подразделений не столь на поставленные перед ними частные цели, а мотивация на достижение цели, поставленной перед предприятием. И такая интеграция должна предусматривать: - Наличие формальных регламентов взаимодействия структурных подразделений (регламентов бизнес-процессов).
- Наличие общественно полезных цели, миссии и видения предприятия, разделяемых и поддерживаемых всеми членами организации, наличие общих ценностей и культуры – основы неформальной мотивации на цели предприятия, а также и наличие соответствующей формальной мотивации.
- Децентрализация управления, – наделение нижних уровней иерархии полномочиями принятия непредвиденных решений при нештатных ситуациях.
Только такая мотивация совместно с децентрализацией управления сможет организовать эффективную деятельность предприятия в условиях динамичной внешней и внутренней среды, когда принимаемые решения постоянно должны выходить за рамки формальных регламентов бизнес-процессов. В предприятиях, работающих в условиях стабильной среды, основу управления составляют единожды созданная (и крайне медленно изменяющаяся) дифференциация и регламентация деятельности, возможности повышения управленческой прибыли довольно ограничены. А чем большая динамичность среды, тем выше требования к управлению предприятием, необходимость изменений дерева целей (дифференциации), необходимость соответствующей интеграции, тем выше и потенциальная управленческая прибыль. __________________ Версия для печати
|
|