ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(86)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(31)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Фиктивные цели и конечные результаты. Мотивация

Окончание статьи
 
Рассмотрим пример с показателем процента раскрываемости преступлений, который и до сих пор, фактически, является одним из основных показателей в МВД, рассмотрим, как строится деятельность полицейских:
  • Внутренняя фиктивная цель организации (неформальная) – развитие и превосходство.
  • Внешне фиктивное цель-задание организации – снижение преступности.
  • Принятая оценка деятельности – по показателю раскрываемости преступлений (доказанные, и с признательными показаниями).
  • Достижение цели-задания – никак не мотивируется, более того, оно противоречит внутренней цели организации.
  • Достижение заданного показателя – первично.
  • Власть и система контроля – контроль осуществляется, в основном, только по показателям, причем сама власть оценивается по этим же показателям.
  • Самоконтроль (внутренние нормы культуры) – если вначале и есть, то со временем исчезает.
  • Наиболее эффективные средства при существующей системе контроля – «выбивание» признательных показаний (подбрасывание «улик» и т.д.).
  • Прогнозируемый общественный результат – просто не интересует.
  • Прогнозируемый личный результат – премии, продвижение по службе, и т.д.
  • Достигаемый общественный результат – повышение преступности.
  • Достигаемый личный результат – премии, продвижение по службе, и т.д.
  • Сформированная «организационная культура» – «выбивание» показаний со временем входит в норму (подобным образом заданные показатели достигается с максимальным личным эффектом и с минимальными усилиями).
Принятая система оценки деятельности по показателю процента раскрываемости преступлений привела прямо к прямо противоположному результату, не к сокращению преступности, а к ее увеличению. Привела к формированию антисоциальной «культуры» в полиции, а изменить культуру очень трудно (никакая аттестация тут в принципе не поможет), изменить ее может только новая система и достигаемые личные результаты в новой системе. А на это необходимы, и новая система, и время. Проще даже полностью заменить личный состав, который за счет консервативности культуры, все равно первое время будет противодействовать изменениям, как сделали, например, в Грузии.
 
Из этого примера также видно, возможен случай, когда внешняя фиктивная цель организации противоречит внутренней фиктивной цели развития и превосходства организации. Если, например, организация по борьбе с преступностью будет успешно работать, и преступность существенно сократится, то, как же будет развиваться организация, ведь она будет только сокращаться, и вес и престиж ее руководителей будет, соответственно, только падать.
 
Фредерик Тейлор еще в 1911 г. писал, что нужно оценивать не деятельность, а результат [8]! При этом результат – это не то, что произвела организация, а то, что принял потребитель, и это очень важный момент.
 
Поэтому, основа целеполагания любой организации – определить на базе фиктивных целей конкретные измеримые цели, определяющие конечный результат деятельности организации, ее подразделений, ее членов. Фиктивная цель должна дать «жизненный план» как попытку достижения конечного результата, который, в реальной деятельности организации, должен принять конкретную форму, форму практических планов, программ, проектов с требуемым конечным (на планируемый период) предвидимым результатом, должна породить и соответствующие «жизненные планы» всех структурных подразделений, всех членов организации.
 
На достижение конечного результата организации должна быть направлена и система мотивации, формирующая, в конечном итоге, организационную культуру:
  • Совместная разработка программ по достижению частных конечных результатов структурных подразделений и членов организации. Разъяснение значения поставленных целей, значения конечного результата организации, значения, и для общества, и для организации, и для ее руководителей и членов. Согласования целей организации и ее членов.
  • Координация деятельности – формирование деятельности руководителей и членов организации направленной не только на их собственные конечные результаты, а и на конечный результат организации.
  • Контроль деятельности.
  • Адекватная приемка результатов деятельности руководителей и членов организации, основанная на формализованных результатах приемки конечного результата организации.
И требуемая система мотивации намного сложнее, чем простое определение материального и нематериального вознаграждения.
 
Если все же не удается спрогнозировать измеримый предвидимый конечный результат (но тут сразу возникает вопрос, как можно начинать деятельность, не имея предвидения результата), то возможная измеримая цель – это только система заданных показателей. Здесь существуют две серьезные проблемы: во-первых, реальный результат деятельности может быть отличен от результата, который прогнозировался при выработке показателей. Во-вторых, вопрос с приемкой, в данном случае оценку и приемку проводит не потребитель, а сама организация, соответственно, оценка не может быть достаточно объективной и возможны, как показано выше, самые непредвиденные последствия.
 
Эти проблемы, если им не придать необходимого внимания, могут свести всю деятельность организации «на нет». Проще потратить силы и время, и найти реальные осознанные цели и последующей деятельностью получить заданный результат, чем разбираться, почему запланированные показатели достигнуты, а результата нет, «неосознанное вообще произвольно невоспроизводимо» [2].
 
Эффективна может быть только та деятельность, которая основана на осознанной цели, на предвидении конечного результата. А ставя вместо конечного результата только некоторые показатели, мы добиваемся только достижения этих показателей, а конечный результат остается в стороне, и каким он окажется на практике предсказать очень трудно, а то и невозможно.
 
Список литературы
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1995. - 296 с.
2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I —М.: Педагогика, 1983.— 392 с.
3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: МГУ, 1971. – 369 с.
4. Пригожин А.И. Современная социология организаций.- М., 1995.- 296 c.
5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. — М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2006. — 873 с.
6. Фрейд З. Будущее одной иллюзии//Сумерки богов. М.: Издательская группа АСТ, 2011г. 251 с.
7. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.
8. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991. - 104 с.
References
1. Adler, A. The practice and theory of individual psychology. New York: Foundation "For economic literacy", 1995. - 296.
2. Leontiev; Selected psychological works: In 2 vols I-M.: Pedagogy, 1983. - 392 p.
3. Leontiev; Needs, motivations and emotions. - Moscow: Moscow State University, 1971. - 369 p.
4. Prigogine AI; Contemporary sociology of organizations. - M., 1995. - 296 c.
5. R. Merton, Social Theory and Social Structure. - Moscow: ACT: ACT Moscow: The Guardian, 2006. - 873 p.
6. Freud Z. The Future of an Illusion / / Twilight of the Gods. Moscow: AST Publishing Group, 2011. 251.
7. Parsons T; The structure of social action. New York: Academic Project, 2000. - 880 p.
8. FW Taylor;The Principles of Scientific Management. M.: Controlling, 1991. - 104.

Предыдущая страница. Культура и власть <<        
                                   
 

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024