О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Консалтинговый отчет по договору консалтинговых услуг

Гарантии наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методическая поддержка и консалтинговое сопровождение Заказчика


Наши публикации

Проблемы экономики и менеджмента №6 2016 г. «Парадигма современного менеджмента и её базис»

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегическое управление №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Волжский научный вестник №8 2013 г. «Современная организация: целеполагание и целеосуществление

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №10 2011 г. «Разработка стратегии предприятия: современный подход»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 г. «Основные условия эффективности предприятия

Российское предпринимательство №6 вып.2 2010 г. «Инновационный подход к сбалансированной системе показателей»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
20.06.2016

Парадигма современного менеджмента. 1. Определения

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов

1. Парадигма менеджмента
1.1. Определения парадигмы менеджмента 

Томас Кун в своей «Структуре научных революций» [1] так охарактеризовал понятие парадигмы: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».

В развитии науки Томас Кун выделяет 4 этапа:
I – Допарадигмальный.
II – Формирования парадигмы, итог которого – появление учебников, детально раскрывающих парадигмальную теорию.
III – Нормальной науки, включающий совершенствование самой парадигмы. На этом этапе ученые уже не ставят себе цели создания новых теорий, здесь они обычно нетерпимы и к созданию таких теорий другими.
IV – экстраординарная наука – кризис старой парадигмы, революция в науке, появление новой парадигмы.

Что касается менеджмента, то можно сказать, что эта наука находится на стадии завершения формирования парадигмы (II) и начала нормальной науки - (III). Хотя учебники, детально раскрывающие парадигму менеджмента, еще не появились, но все ее основные положения уже раскрыты, и новых теорий не предвидится. Однако отсутствует, даже в самом общем приближении, общепринятый набор этих положений, структура парадигмы менеджмента. Имеются только различные наборы различных положений.
При подготовке настоящей статьи мы не собирались создавать новые теории, она направлена на структуризацию и уточнение существующих (или просто позабытых) положений менеджмента, и положений, известных в смежных областях. 

Для начала обратимся к политэкономии: «Совокупность ... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» [2]. Исходя из этого можно предположить, что парадигму менеджмента составляют сформулированные производственные отношения, реальный базис, на котором возвышается надстройка: формальная и неформальная организации.
При этом, любая организация – это не просто открытая система. Ее производственная деятельность невозможна без производственно-экономических отношений между организацией и всеми заинтересованными лицами: акционерами, коллективом, потребителями, поставщиками, спонсорами, и т.д. Кроме того, члены организации часть жизни проводят в организации, а часть, большую часть жизни, вне ее. Поэтому для них важны не только производственно-экономические отношения внутри организации, важно и то, что дает организация обществу – социуму человека (в том числе и производственному социуму) и самому человеку, важны социально-экономические отношения организации и общества, организации и ее членов (развитие общества, развитие условий производства, развитие самого человека), важны социальные чисто человеческие отношения. Причем, чем выше экономический уровень общества, тем выше значимость социальных положений, они уже стали реальным фактором, базисом, наравне с производственными отношениями. И далее роль этих факторов будет все более возрастать.

Прежде чем дать структуру парадигмы менеджмента дадим определения, которые мы будем использовать:
  • Заинтересованные лица - социальные группы и отдельные индивиды интересы которых связаны с организацией, общество в целом.
  • Отношения – отношения организации с заинтересованными лицами.
  • Социально-экономические отношения – отношения собственности, определяющие общественное устройство производства (п. 1.1.1).
  • Производственно-экономические отношения – экономические отношения организации и ее членов (п. 1.1).
  • Производственно-социальные отношения - неэкономические отношения в ходе производства (п. 2.3).
  • Социальные отношения – непроизводственные человеческие отношения оказывающие, однако, общее влияние на производственную деятельность человека, на развитие человека и других заинтересованных лиц. Предназначение, миссия организации в обществе (п. 2.4). 
Все приведенные отношения составляют базис парадигмы менеджмента, его структура и примеры его положений приведены в таблице 1.

Таблица 1. Базис парадигмы менеджмента и примеры ее положений.

Отношения Основные виды отношений и их некоторые примеры
1 Социально-экономические 
Собственность на результаты производства:
• производителей.
• отчужденная собственность (отчужденные от коллектива и организации средства производства и результаты труда).
• долевая (по договору между собственником и производителями – коллективом) 
2 Производственно-экономические
Распределение результата деятельности:
• поровну (или в согласованной пропорции) между производителями (родовая община, кооперативы).
• повременная, сдельная оплата не зависящая от результа.
• повременная оплата плюс премия сотруднику при выполнении «задания» (Фредерик Тейлор).
• повременная оплата плюс процент от прибыли, зависящий от вклада работника (Генри Форд). 
• как согласованная часть результата деятельности организации, определяемая по вкладу подразделений в этот результат, а далее по вкладу рядовых сотрудников (при долевой собственности)
3 Производственно-социальные
Нематериальная взаимная мотивация:
• освещение конкретных производственных достижений членов организации (Роберт Оуэн).
• улучшение условий производства (Генри Форд). 
• безвозмездная помощь от членов организации в критических ситуациях
4 Социальные Предназначение, миссия организации в обществе.
Материальная и нематериальная взаимная социальная мотивация:
• доплаты членам организации в зависимости от стажа и семейного положения сотрудников (Генри Форд)
• материальная помощь в критических для человека случаях. 
• повышение статуса, благодарности и т.д.
• развитие социума сотрудников (Роберт Оуэн). 
• проведение общественных мероприятий.
• повышении престижа организации ее членами.

Таким образом структура парадигмы менеджмента включает базис и надстройку которые мы и рассматриваем в данной статье:
  • Базис парадигмы менеджментаэто сформулированные социально-экономические (п. 2.1), производственно-экономические (п. 2.2), производственно-социальные (п. 2.3) и социальные (п. 2.4) отношения организации и ее членов со всеми заинтересованными лицами. 
  • Надстройка сформулированные положения формальной (п. 3) и неформальной организации (п. 4) построенные над базисом. 
Надстройка вызывается к жизни и обусловливается базисом, именно базис определяет надстройку, ее особенности, структуру, т. е. надстройка строится не произвольно, а в соответствии со своим базисом. [2]. Критерий истинности парадигмы менеджмента – это высокая эффективность организации (удовлетворенность собственника) и удовлетворенность всех заинтересованных лиц, гармоничное развитие организации и всех заинтересованных лиц.

                                                                            СОДЕРЖАНИЕ  >> 1.2. Объективные условия возникновения менеджмента как науки и его главные направления

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Парадигма современного менеджмента и ее базис"



06.07.2016 23:37  Василий

Парадигма. Не слишком ли много наукообразных слов? Что реально дает понятие парадигмы в менеджменте? Для реальных предприятий?

07.07.2016 8:21  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

В менеджменте в настоящее время такая ситуация, что сколько авторов, столько и теорий менеджмента. Одни ищут истину, другие продвигают свой бизнес, третьи пишут диссертации, четвертые стараются поднять свой имидж, и т.д. Разобраться более чем сложно: работы разных авторов содержат разные наборы самых разных положений.

На наш взгляд парадигма менеджмента – это ограниченный хорошо структурированный необходимый и достаточный набор ключевых положений. Необходимый и достаточный для того, что бы создать эффективное предприятие.

Понятно, что если некоторых необходимых положений в парадигме не будет, то эффективность предприятия будет несколько меньше. Если же наоборот, различных положений будет больше, чем достаточно, то они могут прийти в противоречие друг другу, да и просто будут отнимать резервы у предприятия, усложнять и отяжелять его организацию. И эффективность предприятия также будет меньше, несмотря на существенно большие усилия.

16.12.2016 11:00  Евгения

Современный менеджмент - это наука, или искусство?

16.12.2016 11:28  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

С точки зрения руководителей, менеджмент - это не наука, им изучать ее слишком затратно. Менеджмент - это конкретные методологии. К сожалению, не конкретные методики - они только для конкретных предприятий.

И менеджмент - это не искусство. Менеджмент - это высокие компетенции, и, главное, навыки, дар предвидения.



01.03.2017 14:48  Лина

А если кратко, для чего нужна парадигма предприятия? И можно ли обходиться без нее?

01.03.2017 16:55  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Парадигма предприятия - система его ключевых положений - это базис, стержень предприятия. Без такого фундамента и стержня любое здание будет крениться, растрескиваться, в конце концов, или рухнет, или рассыпется. Также и с предприятием. Основа его стабильности и эффективности - это его принятая парадигма в рамках которой оно и эволюционирует.
А изменение парадигмы, вызываемое вызовами внешней среды, или таким его развитием, которое упирается в рамки парадигмы, - это уже революционные достаточно проблематичные изменения, которые требуют предварительного построения и всестороннего анализа новой парадигмы предприятия.

18.04.2017 10:07  Елена

Что вы можете сказать о парадигме менеджмента КСО?

18.04.2017 10:39  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это только одно ключевое положение парадигмы современного менеджмента, ее базиса, только одно положение миссии предприятия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Парадигма современного менеджмента и ее базис", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.


Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как вы рассматриваете власть: как средство или как цель?


22.06.2017 11:33   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Современная организация: мотивация, культура, власть

Цель человека: выживание, развитие, превосходство, власть (Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер) и власть может непосредственно выступать как цель. Если же цель человека - развитие, то власть может выступать средством достижения этой цели.




Наши новые статьи

16.06.2017 Разработка стратегии развития предприятия
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели – не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности ... далее

13.06.2017 Человеческий фактор в управлении организацией
Человеческий фактор обусловлен тем, что человек приходит в организацию не для достижения целей организации, а для достижения своих личных целей. Приходит только потому, что коллективный труд более эффективен с точки ... далее

05.06.2017 Повышение эффективности – качества управления предприятием
Повышение эффективности управления определяется, в первую очередь, качеством управления, качеством системы управления предприятия. Качество управления – это, во-первых, качество принимаемых решений, а результат ... далее

24.05.2017 Управление изменениями в организации
Управление изменениями – это не самоцель – это и повышение результатов деятельности, необходимое в условиях конкуренции, и преодоление проблем и кризисов, необходимое для выживания организации. Это развитие организации. ... далее

12.05.2017 Полная модель управления организацией Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2017
Модели управления организацией развиваются более ста лет, фактически, со времен Анри Файоля, и до настоящего времени. Однако только в середине прошлого века Куртом Левиным (1947) было показано, что управление ... далее



  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2017 CopSys.ru