ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(89)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(35)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Парадигма современного менеджмента. 1. Определения

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов

1. Парадигма менеджмента
1.1. Определения парадигмы менеджмента 

Томас Кун в своей «Структуре научных революций» [1] так охарактеризовал понятие парадигмы: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».

В развитии науки Томас Кун выделяет 4 этапа:
I – Допарадигмальный.
II – Формирования парадигмы, итог которого – появление учебников, детально раскрывающих парадигмальную теорию.
III – Нормальной науки, включающий совершенствование самой парадигмы. На этом этапе ученые уже не ставят себе цели создания новых теорий, здесь они обычно нетерпимы и к созданию таких теорий другими.
IV – экстраординарная наука – кризис старой парадигмы, революция в науке, появление новой парадигмы.

Что касается менеджмента, то можно сказать, что эта наука находится на стадии завершения формирования парадигмы (II) и начала нормальной науки - (III). Хотя учебники, детально раскрывающие парадигму менеджмента, еще не появились, но все ее основные положения уже раскрыты, и новых теорий не предвидится. Однако отсутствует, даже в самом общем приближении, общепринятый набор этих положений, структура парадигмы менеджмента. Имеются только различные наборы различных положений.
При подготовке настоящей статьи мы не собирались создавать новые теории, она направлена на структуризацию и уточнение существующих (или просто позабытых) положений менеджмента, и положений, известных в смежных областях. 

Для начала обратимся к политэкономии: «Совокупность ... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» [2]. Исходя из этого можно предположить, что парадигму менеджмента составляют сформулированные производственные отношения, реальный базис, на котором возвышается надстройка: формальная и неформальная организации.
При этом, любая организация – это не просто открытая система. Ее производственная деятельность невозможна без производственно-экономических отношений между организацией и всеми заинтересованными лицами: акционерами, коллективом, потребителями, поставщиками, спонсорами, и т.д. Кроме того, члены организации часть жизни проводят в организации, а часть, большую часть жизни, вне ее. Поэтому для них важны не только производственно-экономические отношения внутри организации, важно и то, что дает организация обществу – социуму человека (в том числе и производственному социуму) и самому человеку, важны социально-экономические отношения организации и общества, организации и ее членов (развитие общества, развитие условий производства, развитие самого человека), важны социальные чисто человеческие отношения. Причем, чем выше экономический уровень общества, тем выше значимость социальных положений, они уже стали реальным фактором, базисом, наравне с производственными отношениями. И далее роль этих факторов будет все более возрастать.

Прежде чем дать структуру парадигмы менеджмента дадим определения, которые мы будем использовать:
  • Заинтересованные лица - социальные группы и отдельные индивиды интересы которых связаны с организацией, общество в целом.
  • Отношения – отношения организации с заинтересованными лицами.
  • Социально-экономические отношения – отношения собственности, определяющие общественное устройство производства (п. 1.1.1).
  • Производственно-экономические отношения – экономические отношения организации и ее членов (п. 1.1).
  • Производственно-социальные отношения - неэкономические отношения в ходе производства (п. 2.3).
  • Социальные отношения – непроизводственные человеческие отношения оказывающие, однако, общее влияние на производственную деятельность человека, на развитие человека и других заинтересованных лиц. Предназначение, миссия организации в обществе (п. 2.4). 
Все приведенные отношения составляют базис парадигмы менеджмента, его структура и примеры его положений приведены в таблице 1.

Таблица 1. Базис парадигмы менеджмента и примеры ее положений.

Отношения Основные виды отношений и их некоторые примеры
1 Социально-экономические 
Собственность на результаты производства:
• производителей.
• отчужденная собственность (отчужденные от коллектива и организации средства производства и результаты труда).
• долевая (по договору между собственником и производителями – коллективом) 
2 Производственно-экономические
Распределение результата деятельности:
• поровну (или в согласованной пропорции) между производителями (родовая община, кооперативы).
• повременная, сдельная оплата не зависящая от результа.
• повременная оплата плюс премия сотруднику при выполнении «задания» (Фредерик Тейлор).
• повременная оплата плюс процент от прибыли, зависящий от вклада работника (Генри Форд). 
• как согласованная часть результата деятельности организации, определяемая по вкладу подразделений в этот результат, а далее по вкладу рядовых сотрудников (при долевой собственности)
3 Производственно-социальные
Нематериальная взаимная мотивация:
• освещение конкретных производственных достижений членов организации (Роберт Оуэн).
• улучшение условий производства (Генри Форд). 
• безвозмездная помощь от членов организации в критических ситуациях
4 Социальные Предназначение, миссия организации в обществе.
Материальная и нематериальная взаимная социальная мотивация:
• доплаты членам организации в зависимости от стажа и семейного положения сотрудников (Генри Форд)
• материальная помощь в критических для человека случаях. 
• повышение статуса, благодарности и т.д.
• развитие социума сотрудников (Роберт Оуэн). 
• проведение общественных мероприятий.
• повышении престижа организации ее членами.

Таким образом структура парадигмы менеджмента включает базис и надстройку которые мы и рассматриваем в данной статье:
  • Базис парадигмы менеджментаэто сформулированные социально-экономические (п. 2.1), производственно-экономические (п. 2.2), производственно-социальные (п. 2.3) и социальные (п. 2.4) отношения организации и ее членов со всеми заинтересованными лицами. 
  • Надстройка сформулированные положения формальной (п. 3) и неформальной организации (п. 4) построенные над базисом. 
Надстройка вызывается к жизни и обусловливается базисом, именно базис определяет надстройку, ее особенности, структуру, т. е. надстройка строится не произвольно, а в соответствии со своим базисом. [2]. Критерий истинности парадигмы менеджмента – это высокая эффективность организации (удовлетворенность собственника) и удовлетворенность всех заинтересованных лиц, гармоничное развитие организации и всех заинтересованных лиц.

                                                                            СОДЕРЖАНИЕ  >> 1.2. Объективные условия возникновения менеджмента как науки и его главные направления

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024