Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Социальная организация и организационный порядок. Введение

Введение
 
Еще в 20-х годах прошлого века Керженцев указал три взаимосвязанных, но вместе с тем самостоятельных научных направления теории управления:
1) Изучение личного фактора производства, человека с точки зрения максимальной эффективности его работы – персонал.
2) Изучение вещественных факторов производства (обстановки, орудий, материалов, и т.д.) - материально-техническая база.
3) Изучение организационных методов - организационный порядок.
Первое направление включало в себя исследование рабочих движений человека, психофизиологических особенностей его труда и пр.
 
Последнее направление представляло собой научную организацию управления, в которой он сформулировал ряд признаков организационного порядка: установление цели и задач организации, выбор типа организации; выработка плана и методов работы, использование людских и материальных ресурсов, постановка учета и контроля и некоторые другие [1]. Этому направлению посвящена его книга «Принципы организации» [2].
 
Данная статья также посвящена третьему направлению, она касается «построения организации в целом», но в расширенном виде – с учетом личностных факторов управления и организации управления.
 
Первоначально теория управления управление создавалась в государственном правлении и в военном управлении, еще за много веков до нашей эры. Управление в бизнесе смогло формироваться как наука только тогда, когда производство из кустарных мастерских превратилось в мануфактуры, затем в капиталистическое производство. Так первыми работами по управлению в бизнесе были работы Оуэна, и они базировались на обеспечении единства целей собственника и работников – на мотивации. Аналогичны, но не столь радикальны работы Тейлора, в СССР – Гастеева, которые уделяли серьезное внимание мотивации. Поскольку масштабы производства были еще невелики, рассматривался только нижний уровень управления.
 
Первую единую систему управления создали Файоль, а затем Вебер, в СССР – Керженцев. Но, поскольку это общая теория, то она включала только общие формальные черты, вопросы мотивации и обеспечения единства целей в ней не рассматривались. Однако, даже без теоретического менеджмента, заложенные много ранее принципы управления позволили поднять человека над природой даже без современной промышленности.
 
Соответственно при изучении менеджмента необходимо учесть и этот предыдущий опыт, который был накоплен в других сферах управления, что отмечал еще Керженцев в 1920 г. Спустя более полувека после него появились книги «Маркетинговые войны» [3] и «Искусство войны и искусство управления» [4], написанные по трактатам Сунь Дзы «Искусство войны» [5] и Фон Клаузевица «О войне» [6]. Но эти книги по управлению в бизнесе появились только тогда, когда основой бизнеса стала борьба за потребителя, конкуренция. В тоже время нельзя однозначно переносить управленческий опыт из одной области в другую, как отмечал еще Сунь Цзы: «Когда он (государь), не зная, что такое армия, распространяет на управление ею те же самые начала, которыми управляется государство» [5].

                                          СОДЕРЖАНИЕ >> 1. Организационный порядок
 
__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025