ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Основные условия эффективности предприятия Окончание

А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
Журнал "Креативная экономика"*, 
Сентябрь 2010 г. 
  

4. Организационная структура

Реализация миссии и видения, стратегических планов предприятия, может требовать совместных усилий десятков, сотен, тысяч и многих тысяч людей. Сплоченный же коллектив, как известно из психологии, не может содержать более 5-7, максимум 10 человек. Чем больше людей, тем сложнее им общаться друг с другом и достигать согласия по ключевым вопросам. Поэтому большие группы людей неизбежно дробятся на малые. С другой стороны, известно, что один человек может эффективно управлять не более чем примерно пятью-семью подчиненными на верхних уровнях управления, и не более чем 30 подчиненными на нижнем уровне. В последнем случае руководителю необходимо создать неформальную иерархию своего коллектива и в своей работе опираться на нее.
Иерархия коллектива и иерархия структурных подразделений предприятия –организационная структура предприятия - это за редкими исключениями одна и та же иерархия.

Каплан и Нортон (Сбалансированная система показателей [2]) показали путь от миссии предприятия, к его стратегии, а далее, декомпозицию стратегии и показателей эффективности предприятия на организационную структуру предприятия, но какую структуру? Вопрос авторами не рассматривается.

Что мы имеем изначально - наши отправные точки: миссия предприятия и человеческие ресурсы предприятия. Из миссии мы получаем стратегию и показатели эффективности предприятия [2]. Но из миссии мы можем также определить и бизнес-процессы предприятия (верхнего уровня) и основные функции предприятия. Все же остальное: организационная структура, бизнес-процессы нижних уровней и функции структурных подразделений, …, это уже их декомпозиция, которую и нужно провести. Провести совместно и так, что бы получить эффективное предприятие, имеющее эффективную организационную структуру с согласованной миссией и стратегией структурных подразделений, показателями эффективности, с руководителями, коллективами, с бизнес-процессами, функциями, и т.д.

Провести именно совместную декомпозицию, только так можно достичь максимальной эффективности. Иначе границы структурных подразделений могут не совпадать с границами бизнес-процессов, некоторые структурные подразделения могут оказаться без миссии и стратегических целей, без показателей эффективности, или они будут несогласованны с миссией, стратегическими целями и показателями эффективности предприятия. А часть стратегических целей может просто пропасть. И т.д.

Ну и далее, как упоминали и Друкер, и Каплан и Нортон, миссия и стратегия, показатели эффективности структурного подразделения должны быть доведены не только до руководителя структурного подразделения, но и до каждого работника (дальнейшая декомпозиция).

В результате при реализации п.п. 1-3 мы будем иметь на верхнем уровне сплоченный коллектив руководителя предприятия и управляющих верхнего уровня с взаимоувязанными миссией, видением, стратегическими целями, показателями, функциями и бизнес-процессами своих подразделений (коллективов). Каждый из управляющих создает подчиненный коллектив, с взаимоувязанной миссией, видением и взаимоувязанными стратегическими целями и показателями, бизнес-процессами и т.д., вниз по иерархии, до каждого конкретного работника.

5. Система управления

Управляющие принимают жизненно-важные для предприятия решения. Но их нужно претворять в жизнь. Необходима система управления предприятием, система, формализованная и документированная, система, которая бы четко координировала всю деятельность предприятия, всех его структурных подразделений всех уровней, всех его работников, от руководителя предприятия и до уборщицы.

Система должна обеспечивать оперативное планирование текущих показателей эффективности деятельности предприятия и структурных подразделений, мониторинг и анализ результатов деятельности, давать управляющим всех уровней полную информацию для принятия управляющих решений, обеспечивать их неуклонное выполнение.

При этом система должна «понимать», что в процессе работы по совершенно независимым от предприятия причинам изменяются и внутренние, и внешние условия. План, который был оптимален на момент его принятия, может со временем стать неоптимальным. Поэтому управляющие решения должны не только касаться корректировки текущей деятельности, но и, при необходимости, корректировать и сами установленные показатели, корректировать и сам стратегический курс предприятия.

Ну и надо четко понимать, что ни одна формальная система (субординация) не может учесть всей многогранности и инвариантности деятельности предприятия, это только скелет системы управления. Необходима и координация - неформальная система взаимоотношений, без которой невозможна слаженная работа предприятия, без нее она может просто превратиться в «работу по правилам». Именно эффективная неформальная координация отличает коллектив от простой группы работников. Правильное сочетание субординации и координации –задача эффективного управляющего.

Итак, можно выделить четыре основных условия, определяющие эффективное предприятие:
1. Миссия предприятия, сформулированная:
  • как цель существования предприятия в обществе;
  • как ориентация предприятия на потребителя, на удовлетворение его потребностей и ожиданий;
  • как основная идея, объединяющая и сплачивающая коллектив предприятия.
  • как отправная точка видения, стратегических целей и показателей эффективности деятельности предприятия, а также бизнес-процессов и функций предприятия.
2. Система стратегического управления предприятием обеспечивающая постановку и достижение стратегических целей, исполнения предприятием своей миссии.
3. Иерархически организованный слаженный и сплоченный коллектив управляющих и инноваторов, иерархия которого (организационная структура предприятия) определяется как совместная декомпозиция миссии и видения, стратегических целей и показателей, планов, персонала, функций и бизнес-процессов предприятия. Декомпозиция, в результате которой каждое подразделение, каждый коллектив, каждый работник через свои персональные установки направляется к исполнению общей миссии предприятия.
4. Формализованная и документированная система оперативного управления предприятием, поддерживаемая системой неформальных отношений (координацией) и обеспечивающая оперативную деятельность предприятия в соответствии с избранной стратегией, которая необходима для практического исполнения предприятием своей миссии.


Используемая литература
1. Drucker, Peter F., "The Practice of Management", 1954.
2. "The Balanced Scorecard: Measures That Drive Performance" in Harvard Business Review by Robert S. Kaplan and David P. Norton, January 1992
 
 
*Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Росии.

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024