О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
06.06.2012

Формирование организации в динамичной и статичной среде

Жемчугов А.М. 
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2012 г., с. 2-6
 
Введение
 
Система управления организации зависит не только от поставленной цели и состояния внешней среды, в которой она существует, но и от динамичности этой среды, от того, как часто среда претерпевает изменения. От динамичности среды зависят и организационная структура, и система регламентов, и стиль руководства, и вопросы делегирования полномочий организации.
 
С другой стороны понятия динамичности и статичности относительны. То, что статично для крупной организации, не замечающей мелких возмущений, – динамично для небольшой, и наоборот. Кроме того, редкое, но серьезное изменение среды может потребовать очень динамичной реакции организации.
 
Динамичная внешняя среда
 
Большинство организаций являются коммерческими и существуют в динамично изменяющейся внешней среде. Причем внешнюю среду изменяют и сами организации, и чем дальше, тем больше и существенней. В динамичной внешней среде и организация должна быть динамична. Она должна постоянно отслеживать угрозы во внешней среде, отклонения в деятельности организации, вызываемые изменениями внешней среды, и оперативно проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия различного уровня. При небольших угрозах и проблемах, - это могут быть просто коррекции проводимых планов и проектов. При значительных угрозах и острых проблемах (кризисах), это может потребовать и изменения дерева целей организации, и ее миссии и видения, и изменения организационной структуры.
 
Развитие организации в динамичной среде – это постоянные изменения, которые должны проводиться адекватно и оперативно, иначе организация просто не выживет в изменяющейся среде. И такая оперативность требует и соответствующей организации деятельности. Преимущественный стиль управления – либеральный с делегированием полномочий на нижние уровни управления и децентрализацией, самоуправлением. При этом устранение большинства угроз внешней среды и возникающих проблем осуществляется на нижних уровнях управления без вмешательства высшего руководства, за счет интеграции и неформальной координации деятельности.
 
Преимущественная организационная структура – дивизиональная, сетевая, или партисипативная – основанная на участии работников в управлении. В перспективе отношения собственника и работника – это не отношения подчинения и эксплуатации, а отношения партнерства и сотрудничества.
 
Статичная внешняя среда
 
Полностью статичной среды не бывает, бывает только среда, в которой изменения относительно невелики, а крупные происходят с малой вероятностью, но, все же, далее будем называть такую среду статичной. Отметим, при этом, что для небольшой организации статичной среды практически не бывает.
В статичной внешней среде и организация статична, она работает по годами отлаженным стабильным регламентам, причем время позволяет охватить регламентами большой объем проводимых работ и обеспечить максимальное соответствие организации и внешней среды. Благодаря статичности организация может оптимизировать и формализовать свою деятельность под внешнюю среду, сократить издержки.
Однако: «Высшая степень соответствия данной среде означает несоответствие всякой иной среде; такими же разрушительными должны явиться всякие последующие изменения в обстановке, если они пойдут относительно ускоренным темпом» [1]. Чем больше достигнутая степень соответствия организации и внешней среды, тем труднее проводить в ней необходимые изменения. Возможно, поэтому вымерли динозавры и мамонты [1]. Возможно, поэтому рухнули все существовавшие империи, а также Советский Союз.
 
Преимущественный стиль управления организации, работающей в статичной среде – авторитарный. Организационная структура – линейная. Основные работники – исполнители, работающие по формальным регламентам. Квалифицированные сотрудники, принимающие решения – это руководители подразделений и, в основном, верхних уровней иерархии. Принятие решений забюрократизировано и не оперативно, быстрые серьезные изменения окружающей среды представляют серьезную угрозу для таких организаций. Авторитарное управление создает и внутренние проблемы в организации, также представляющие серьезные угрозы.
 
Сближение структур динамичных и статичных организаций
 
Таким образом, только в зависимости от динамичности среды формируются совершенно разные по структуре и системе управления организации. Однако, в наше время всеобщей автоматизации и компьютеризации, неизбежное развитие статичных организаций – это автоматизация бизнес-процессов, замена человека автоматом. Пример – бухгалтерия, вместо крупных бухгалтерских отделов – автоматизированная система с главным бухгалтером, заместителем, кассиром и несколькими операторами по вводу информации (а с развитием электронного документооборота и последние будут не нужны). Производство – станки-автоматы и цеха-автоматы.
 
При этом качественно изменяется и сама организация: снижение численности, снижение числа уровней иерархии, организационная структура становится более «плоской». Основные работники – это уже квалифицированные специалисты на автоматизированных рабочих местах. Поскольку стабильные рутинные бизнес-процессы автоматизированы и работников на нижних уровнях остается немного, то непосредственно на них сваливаются все возникающие проблемы, им их и решать. А коль число работников сокращается, то и динамичность работы специалистов возрастает. Требуемый стиль управления уже преимущественно демократический, что позволяет снять и ряд внутренних проблем. Решения принимаются оперативно. Это позволяет значительно повысить выживаемость организации при внезапном изменении внешних условий.
 
Выводы
 
Таким образом, технический прогресс (автоматизация) начинает стирать грань между организациями, работающими в стабильной среде, и организациями, работающими в динамичной среде. В первых, за счет автоматизации стабильных рутинных работ и сокращения выполняющих их работников, остаются в основном квалифицированные специалисты, которые уже один на один остаются с внешней средой и динамичность их работы существенно повышается. Соответственно и управление организаций, работающих в стабильной среде, должно становиться демократическим и либеральным, а далее и партисипативным.
 
Линейные организационные структуры с их авторитарным управлением должны уйти в прошлое.
 
Они останутся, пожалуй, только в государственном управлении, армии и при проведении крупных длительных проектов, требующих организации тысяч и десятков тысяч человек. И то, автоматизация, как на высших уровнях управления, так и на уровне конкретных операций, все равно меняет систему управления, снижает численность и число уровней иерархии, делает бывших простых исполнителей квалифицированными специалистами, принимающими управленческие решения. При этом иерархия власти (в понимании «доминирования» Макса Вебера – рациональной власти) останется только при проведении крупных и безотлагательных решений, а в остальном должны применяться демократические и либеральные методы управления.
 
Литература
1. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. М.: Финансы. 2003. - 496 с.
__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Формирование организации в динамичной и статичной среде"



12.02.2014 13:48  Лавр

Величина временных границ динамичной и статичной среды?

12.02.2014 17:53  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Динамичная среда – это среда с резкими изменениями внешней среды. Статичная – с достаточно длительным временным интервалом без существенных изменений. В достаточно узком временном интервале любая внешняя среда достаточно статична. В средней и особенно дальней перспективе любая среда динамична. Границы между ними довольно расплывчаты для разных организаций, для коммерческих они меньше, для государственных как правило больше. В принципе границу между статичной и динамичной средой можно оценить временем жизни продукта предприятия на рынке.

В промежутке времени меньшем чем время жизни продукта (от полугода до 1-5-и лет) среда достаточно статична. В промежутке времени большем времени жизни продукта среда динамична – подвержена существенным изменениям (появление на рынке новых продуктов, новых конкурентов). Так для предприятия, выпускающего сотовые телефоны статичная среда – это где-то полгода. Для предприятия энергетики статичная среда – это уже от года до пяти (а может и до десяти – атомная энергетика), в зависимости от вида деятельности.
 
Рассмотрим далее вопрос динамичности среды с точки зрения человека. Чем динамичнее среда, тем меньше времени для принятия решения руководителем. И граница статичная среда - это среда при которой у руководителя еще достаточно времени для принятия решения. Однако этот полный процесс  включает получение информации от нижестоящих руководителей и сотрудников, собственно принятие решения, и доведение решения до нижестоящих руководителей и сотрудников. Очевидно, что чем больше уровней иерархии, тем больше времени требуется для принятия решения. Соответственно для малых предприятий с одним-двумя уровнями иерархии эффективное управление возможно на рынках с временем жизни продукта даже менее полугода. Для крупных предприятий с 6-10 уровнями иерархии эффективное управление возможно уже на рынках с временем жизни продукта уже более 2-х лет. И для эффективной деятельности крупных предприятий необходимо применение плоских структур, адаптивных структур с серьезным делегированием полномочий и децентрализацией. 


03.06.2015 16:06  Надежда

Демократический стиль управления должен ориентироваться на цель организации или на человеческие отношения?

03.06.2015 20:14  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Наиболее целесообразен стиль руководства ориентированный на цель организации через человеческие отношения. Перекос на «человеческие отношения» приводит к снижению и прибыли организации и зарплаты сотрудников, организация становится неконкурентоспособной, не развиваются ни организация, ни коллектив. В итоге страдают и цели, и «человеческие отношения», необходим оптимум.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Формирование организации в динамичной и статичной среде", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Оргструктуры"

Как осуществляется управление проектом в сетевой структуре (особенности, правила, удобство-неудобство)?


10.05.2018 9:45   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Сетевая организационная структура управления предприятия

Проект подразумевает централизованное управление - невозможно проводить проект в полностью децентрализованной сети с независимыми элементами. Можно лишь давать рекомендации. Поэтому проект в сетевой структуре может касаться только тех вопросов, которые централизованы. Например, если в сети централизованы поставки, то проект может касаться поставок.

Однако, если в сети есть центральный орган, обладающий определенной властью, проект можно проводить "добровольно-принудительно" по любому направлению. Можно даже изменить "правила игры" в сети.

Или всем элементам сети собраться, и согласовать новые "правила игры" и соответствующий проект.



Наши новые статьи

21.06.2018 Анонс статьи "Решение проблемы мотивации персонала" (Часть 1) Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Несмотря на большое число исследований в области мотивации персонала эта проблема до настоящего времени так и не решена. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее

27.03.2018 Возможности BPM-технологий в бизнесе и систем для их реализации.
Стремительное развитие и трансформация бизнеса невозможна без ИТ-технологий. Один из ключевых трендов 2018-года – внедрение BPM-систем для автоматизации популярных бизнес-процессов компаний. Технология направлена на ... далее

02.12.2017 Консалтинговый договор
Услуги управленческого консалтинга отличаются от всех остальных услуг тем, что не существует никаких формальных документов, определяющих предмет управленческого консалтинга, его результат. Причем никакой гарантии того, ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru