Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


Структура предприятия

«Структура — это упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, посредством которой фирма осуществляет свою деятельность» (1979, И. Ансофф, Стратегическое управление).

Фактически, организационная структура предприятия – это формализованный свод всех норм и правил, в соответствии с которыми оно осуществляет всю свою деятельность.

Но организационная структура – это не нечто, данное при создании предприятия, структура развивается вместе с предприятием и существенно различается на различных этапах жизненного цикла предприятия (1988, Адизес И. - Управление жизненным циклом корпорации):
  • На этапах «младенчества» и «бурного роста» («давай-давай») формальная организационная структура практически отсутствует, управление авторитарно.
  • На этапе «юности» начинается переход к профессиональному менеджменту.
  • На этапе «раннего расцвета» процесс управления формализуется, разрабатываются и внедряются официальные регламенты деятельности.
Требования в к документации накладывает и стандарт системы менеджмента качества ГОСТ Р
ИСО 9001- 2008:
4.1 Общие требования
Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
4.2 Требования к документации
Документация системы менеджмента качества должна включать в себя:
a) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
b) руководство по качеству;
c) документированные процедуры и записи, требуемые настоящим стандартом;
d) документы, включая записи, определенные организацией как необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления ее процессов и управления ими.
Примечания
1 Там, где в настоящем стандарте встречается термин «документированная процедура», это означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.
2 Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от:
a) размера организации и вида деятельности;
b) сложности и взаимодействия процессов;
c) компетентности персонала.
3 Документация может быть в любой форме и на любом носителе.

Если даже не брать все требования ИСО 9000, то желательно, что бы формализованная организационная структура предприятия включала бы в себя следующие основные документы:
  • Положение о предприятии
  • Схема организационной структуры (графическое изображение состава и основных взаимосвязей (иерархии) структурных подразделений предприятия.
  • Положения о структурных подразделениях.
  • Положения о руководителях проектов и других ведущих специалистах, наделенных существенными полномочиями.
  • Регламенты основных бизнес-процессов.
  • Управленческие регламенты (например, регламент внутреннего распорядка).
  • Должностные инструкции руководителей и работников.
  • Организационно-штатная расстановка предприятия.
  • Регламент бюджетирования и система мотивации.
  • Регламент управления регламентами.
Без формализованной документированной организационной структуры ни одно предприятие, превышающее 50-100 работников, не может эффективно проводить свою деятельность, а деятельность крупных предприятий без формализованной организационной структуры вообще немыслима.
 
О том, как построить эффективную организационную структуру предприятия Вы можете узнать из статьи  «Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура» (Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3 за 2012 г. с. 3-26).
 
 
__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025