О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленное консультирование

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
14.03.2019

Эффективная организация деятельности предприятия. Общеразделяемые цели

Начало статьи

1.5.3. Общеразделяемые цели группы

Как отметил Ч. Барнард: «Необходимость цели – это аксиома, она заложена в самих словах «система», «координация», «кооперация» [6, с. 85]. И само «существование организации зависит от того, насколько она способна осуществлять свои цели. <…> Если организация не в состоянии достичь своей цели, она разрушается. Однако если она достигла своей цели, то она тоже разрушается. Множество успешных организаций исчезает именно по этой причине. Поэтому большинству долго существующих организаций регулярно требуются новые цели. В реальности это незаметно, поскольку обычно под «целью» организации понимается сложная последовательность конкретных целей, а не одна-единственная цель. <…> Обобщения позволяют заранее обеспечить приблизительное описание новых целей, и это происходит автоматически, так что обобщения обычно заменяют нам те конкретные задачи, которые и являются реальными целями организации. Итак, подлинной причиной разрушения организации является ее неэффективность; но ее неспособность обеспечить решения, приводящие к появлению новых целей, привела бы к тому же результату. Поэтому наличие обобщенного представления о целях, конкретный характер которых на самом деле все время меняется, представляет собой важнейшую особенность стабильных организаций» [6, с. 89-90].

О такой общей цель писал и А. Адлер: «Мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель — цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию» [57, с. 65]. И он называл ее «фиктивной целью»: это расплывчатая и неустойчивая, не поддающаяся измерению цель развития и превосходства. «Ее нельзя полностью определить казуально [в терминах причины и следствия]. Но, пожалуй, можно как телеологический план души, стремящейся к ориентации, который в случае необходимости всегда принимает конкретную форму» [74, с. 34]. Это было сказано в 1920 году, а еще ранее, в 1847 году, К. Д. Ушинский отмечал, что «самая существенная, самая человечественная потребность в человеке есть потребность совершенствования, развития» [75, с. 39]. И эта цель, эта потребность, «руководит нашими действиями и поведением, заставляет наш ум заглядывать вперед и совершенствоваться» [74, с. 14]. А в отсутствие фиктивной цели «вся жизнь представляла бы собой безразборное ощупывание, была бы невозможна никакая оценка» [74, с. 77]. Невозможно было бы определить в правильном ли направлении идет наше развитие.

Если говорить о цели организации, то А.Э. Петросян писал: «время от времени хозяева или их представители ставят перед организацией долгосрочные цели общего характера, которые правильнее было бы назвать вехами, или ориентирами, т.к. они не столько направляют ее деятельность, сколько открывают перспективы и указывают направление движения (например, занять ведущее положение в отрасли или добиться социальной привлекательности в глазах широкой общественности)» [15, с. 77]. Такие цели – эти «долгосрочные цели общего характера» в терминологии Георга Гегеля — первоначальная сущность [37], Карла фон Клаузевица — политическая цель [76], Виссариона Белинского — интерес, Алексея Леонтьева — потребность [77], Генри Минцберга (для предпринимательской организации) — развитие [78], Дж. Никерсона – неразложимые цели18 [79; 80]. Значение таких целей общего характера хорошо сформулировал Альфред Адлер: «фиктивная цель... не имеет реального существования, ее можно определить лишь как телеологический план, который в случае необходимости всегда принимает конкретную форму» [74, с. 12]. Подобная общая цель является основой конкретного целеполагания – превращения неразложимой непременной фиктивной цели в конкретные предметные цели на достижение которых направляется деятельность предприятия.

Наличие общей цели для существования группы – это аксиома. Но этого недостаточно – «общая цель обязательно представляет собой нечто внешнее, безличное, объективное, несмотря на то что ее индивидуальная интерпретация носит субъективный характер. Единственное исключение из этого общего правила связано со случаем, когда достижение цели организации становится источником личной удовлетворенности и мотивом для многих участников организации» [6, с. 87]. Только тогда достижение цели группы становится личным мотивов для всех членов группы. Только тогда человек будет отождествлять себя с общей целью организации. «Трудовые отношения – это договор особого рода, эффективность которого зависит от склонности человека идентифицировать себя с организационными целями. Он хорошо работает в той мере, в какой такая идентификация создается и поддерживается. Механизм альтруизма обеспечивает основной механизм для создания и поддержания идентификации. Для того чтобы теория коммерческой фирмы и эволюции фирм была жизнеспособной, она должна включать в себя подлинную теорию человеческих мотиваций в организациях. Важным компонентом этой теории будет Положение о том, что сотрудники и руководители, как правило, довольно сильно мотивированы, путем идентификации, которую они приобретают, для продвижения целей – следовательно, пригодности – организаций, к которым они принадлежат» [49, с. 103].

____________________

18 Неразложимость цели определяется тем, что не существует никаких логических методов получения из этой общей непредметной цели конкретных предметных целей, достижение которых обеспечивает достижение общей. Так, например, если общая цель – прибыль, то нет никаких логических методов определения средств получения максимальной прибыли.

1.5.2. Внутригрупповой контроль деятельности << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.5.4. Вера в достижение общей цели

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Почему организационная структура должна соответствовать стратегии организации?


19.03.2020 21:44   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура

Если мы говорим, что организационная структура должна соответствовать стратегии организации, то мы говорим о том, что изменение стратегии должно изменять и организационную структуру.
Однако структура – это самый консервативный элемент предприятия, в то время как стратегия может изменяться по нескольку раз в год. Поэтому чаще всего стратегия разрабатывается под действующую структуру, а изменения структуры проводят только тогда, когда это особо необходимо: когда потери, связанные с дальнейшим сохранением устаревающей структуры, превысят потери (моральные и материальные) на ее изменение.



Наши новые статьи

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». Она включает три статьи: «Рыночное предприятие: возникновение, ... далее

26.12.2019 Эффективная организация и ее организационная документация
В предлагаемой статье рассмотрены вопросы организации предприятия и создания соответствующей организационной документации. Показано что наибольшая эффективность достигается при бюрократической консенсуальной ... далее

19.08.2019 Основной фактор построения эффективного предприятия
Настоящая статья посвящена вопросу о том, что является определяющим фактором при построении эффективного предприятия. Показано, что таким фактором является сформированный институт предприятия, именно он определяет ... далее

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020