Эффективная организация и ее организационная документация. Цель
© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, 2019
Начало статьи
2. Цель социальной системы
Центральное понятие социологии – это система. «Систему можно определить как организационное или составное Целое, набор или комбинацию элементов или частей, образующих единый комплекс или единое целое» [10]. Ее «следует определять как организованный комплекс средств достижения общей цели. Такой комплекс имеет в общем случае иерархическую структуру, каждый из элементов которой по ступеням иерархии является средством достижения цели элемента (подсистемы) высокого уровня» . Необходимо стремится добиться эффективности всей организации и не допустить, чтобы частные противоречивые интересы и цели отдельных элементов не повредили общему успеху [10].
Как отмечал Чарльз Барнард, «необходимость цели – это аксиома, она заложена в самих словах «система», «координация», «кооперация» [7, с. 85]. И само «существование организации зависит от того, насколько она способна осуществлять свои цели. <…> Если организация не в состоянии достичь своей цели, она разрушается. Однако если она достигла своей цели, то она тоже разрушается. <…> Поэтому наличие обобщенного представления о целях, конкретный характер которых на самом деле все время меняется, представляет собой важнейшую особенность стабильных организаций» [7, с. 89-90].
Любая социальная организация, будь то государство, предприятие, даже отдельный человек, не имеет конкретной конечной цели своего существования. У социальной организации нет конечной цели. Ее цель постоянное, непрерывное развитие [11, с. 563]. «Конечная цель – ничто, движение – все» [12, с. 123]. В.А. Спивак, анализируя эти тезисы, писал: «жизнь проходит в процессе постоянных изменений, в постановке целей и их достижении … Целью обычно является иное состояние живого организма, системы и (или) его отдельных элементов и качеств» [13, с. 96]. Однако остается вопрос, исходя из чего, с какой целью и как мы осуществляем эту смену состояний? На него ответил Альфред Адлер в 1931 году. Он писал, что мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель развития и превосходства – самую обобщенную цель – «цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию» [14, с. 65]. «Но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [15, с. 12-13]. Имея такую общую цель «мы можем в соответствии с ней отнести к определенной категории любое наше ощущение и чувство» [14, с. 65]. Эти категории есть «функции ценности», определяющие личное развитие, личные результаты и их ценность для человека, для социальной организации. Исходя из этой общей цели человек строит необходимое ему видение будущего: «Цель, понимаемая как закодированная в мозгу модель потребного организму будущего, обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности. Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации» [12, с. 454]. Таким образом, имея свою функции ценности, и человек, и социальная организация, способны при достижении каждой конкретной цели формировать и следующую конкретную цель, и механизмы ее достижения – развивать свою систему. Социальная система – это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся живая система, а не неизменная механистическая система. Изменить социальную систему под изменения внешней среды – это значит изменить ее внутренние ценности, ее культуру, – изменить институт. Только приказами и регламентами сделать это невозможно: «заставить исполнять Положение о корпоративной культуре нельзя» [16, с. 113], «ценности, как правило, не передаются … путем формальных письменных процедур» [17, с. 350].
Масааки Имаи писал, что, если компания стремится выжить и развиваться, нужны как изменение ее организации с изменением статус-кво, так и постоянные небольшие улучшения. Причина в том, что новая организация постепенно деградирует, если не прилагать усилий сначала к ее поддержанию, а затем и новому изменению [18]. А деградация происходит из-за того, что «небольшие улучшения» проводятся несистемно – приводят к накоплению противоречий. А. Богданов писал: «Из системных противоречий вытекает организационная задача, тем более настоятельная, чем сильнее их развитие, задача их разрешения или устранения. Жизнь ее решает или отрицательным путем – разрушается сама система, например умирает организм, или положительным путем – преобразованием системы, освобождающим ее от противоречий» [19].