О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
26.12.2019

Эффективная организация и ее организационная документация. Цель

© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов,  2019

Начало статьи

2. Цель социальной системы

Центральное понятие социологии – это система. «Систему можно определить как организационное или составное Целое, набор или комбинацию элементов или частей, образующих единый комплекс или единое целое» [10]. Ее «следует определять как организованный комплекс средств достижения общей цели. Такой комплекс имеет в общем случае иерархическую структуру, каждый из элементов которой по ступеням иерархии является средством достижения цели элемента (подсистемы) высокого уровня» . Необходимо стремится добиться эффективности всей организации и не допустить, чтобы частные противоречивые интересы и цели отдельных элементов не повредили общему успеху [10].

Как отмечал Чарльз Барнард, «необходимость цели – это аксиома, она заложена в самих словах «система», «координация», «кооперация» [7, с. 85]. И само «существование организации зависит от того, насколько она способна осуществлять свои цели. <…> Если организация не в состоянии достичь своей цели, она разрушается. Однако если она достигла своей цели, то она тоже разрушается. <…> Поэтому наличие обобщенного представления о целях, конкретный характер которых на самом деле все время меняется, представляет собой важнейшую особенность стабильных организаций» [7, с. 89-90].

Любая социальная организация, будь то государство, предприятие, даже отдельный человек, не имеет конкретной конечной цели своего существования. У социальной организации нет конечной цели. Ее цель постоянное, непрерывное развитие [11, с. 563]. «Конечная цель – ничто, движение – все» [12, с. 123]. В.А. Спивак, анализируя эти тезисы, писал: «жизнь проходит в процессе постоянных изменений, в постановке целей и их достижении … Целью обычно является иное состояние живого организма, системы и (или) его отдельных элементов и качеств» [13, с. 96]. Однако остается вопрос, исходя из чего, с какой целью и как мы осуществляем эту смену состояний? На него ответил Альфред Адлер в 1931 году. Он писал, что мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель развития и превосходства – самую обобщенную цель – «цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию» [14, с. 65]. «Но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [15, с. 12-13]. Имея такую общую цель «мы можем в соответствии с ней отнести к определенной категории любое наше ощущение и чувство» [14, с. 65]. Эти категории есть «функции ценности», определяющие личное развитие, личные результаты и их ценность для человека, для социальной организации. Исходя из этой общей цели человек строит необходимое ему видение будущего: «Цель, понимаемая как закодированная в мозгу модель потребного организму будущего, обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности. Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации» [12, с. 454]. Таким образом, имея свою функции ценности, и человек, и социальная организация, способны при достижении каждой конкретной цели формировать и следующую конкретную цель, и механизмы ее достижения – развивать свою систему. Социальная система – это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся живая система, а не неизменная механистическая система. Изменить социальную систему под изменения внешней среды – это значит изменить ее внутренние ценности, ее культуру, – изменить институт. Только приказами и регламентами сделать это невозможно: «заставить исполнять Положение о корпоративной культуре нельзя» [16, с. 113], «ценности, как правило, не передаются … путем формальных письменных процедур» [17, с. 350].

Масааки Имаи писал, что, если компания стремится выжить и развиваться, нужны как изменение ее организации с изменением статус-кво, так и постоянные небольшие улучшения. Причина в том, что новая организация постепенно деградирует, если не прилагать усилий сначала к ее поддержанию, а затем и новому изменению [18]. А деградация происходит из-за того, что «небольшие улучшения» проводятся несистемно – приводят к накоплению противоречий. А. Богданов писал: «Из системных противоречий вытекает организационная задача, тем более настоятельная, чем сильнее их развитие, задача их разрешения или устранения. Жизнь ее решает или отрицательным путем – разрушается сама система, например умирает организм, или положительным путем – преобразованием системы, освобождающим ее от противоречий» [19].

1. Деятельность предприятия как взаимообмен с вешней и внутренней средой << СОДЕРЖАНИЕ  >> 2. Организация совместной деятельности по достижению цели предприятия

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация и ее организационная документация", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как связаны понятия «цель» и «стратегия»?


21.06.2020 10:12   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте

Вначале необходимо привести два определения стратегии. Самое первое определение стратегии предприятия Альфреда Чандлера:
Цитата:
«Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей»

И более подробное определение Джеймса Куинна характеризующее составляющие стратегии:

Цитата:
«Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики»

Оба определения совершенно правилиные, только необходимо одно существенное уточнение. Эти определения ничего не говорят о том, исходя из чего определяются основные цели деятельности. А они определяются из принятой главной цели предприятия, о чем писал еще Чарльз Барнард. Так, если главная цель предприятия - это прибыль - у него будут одни основные цели и одна стратегия. Если это будет захват доли рынка - это будут другие основные цели и другая стратегия. Если это будет подготовка к продаже предприятия - это будут третьи основные цели и третья стратегия.

Главная цель предприятия определяет стратегию: основные (частные) цели, политики (принципы, нормы, средства) ее достижения, и конкретные программы (планы) их достижения.


Большое спасибо!
Все стало понятно!



Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020