Научные предпосылки решения проблемы повышения эффективности деятельности предприятий
Эмиль Дюркгейм пишет: «Исходное начало всякого социального процесса следует искать в устройстве внутренней социальной среды. Активным фактором является собственно человеческая среда, в том числе и частная среда всякой отдельной группы». Социальная среда включает людей и социальные объекты: «действующее право, укоренившиеся нравы, художественные и литературные памятники и т. д.» [Дюркгейм, 1991, с. 501, 504]. В любом предприятии процессы деятельности определяются личными указаниями руководителей, личными интересами подчиненных, действующими регламентами. При этом сама деятельность любого социального субъекта исходит из его личных целей и интересов с учетом положительные/отрицательные санкций за выполнение/невыполнение указаний руководителей и действующих регламентов. При этом стабильная вертикаль власти предприятия определяется действующими регламентами, а «интерес в самом деле наименее постоянная вещь на свете: сегодня мне полезно соединиться с вами; завтра то же основание сделает из меня вашего врага» [Дюркгейм, 1991, с. 214]. Только лишь на личных указаниях и распоряжениях руководителей стабильного эффективного предприятия не построить. Однако такие личные указания необходимы для деятельности в непредсказуемой внешней среде: невозможно построить регламенты под каждую возможную текущую ситуацию5 . Здесь Чарльз Барнард писал: «Формальная организация – ключевой фактор порядка и стабильности, неформальная организация – ключевой фактор жизнеспособности» [Барнард, 2009, с. 284]. И «наиболее значительный аспект социальной среды – это система нормативных правил, подкрепленных санкциями, необходимость появления в отношениях между индивидами принудительной власти» [Парсонс, 2002, с. 179].
Современное эффективное предприятие должно иметь необходимую и достаточную систему действующих долгосрочных формальных регламентов (фактора порядка и стабильности), и свободно формировать неформальную организацию в рамках этих регламентов (систему факторов текущей реальной производственной деятельности). При этом в современном предприятии (в отличие от предприятий времен Фредерика Тейлора) невозможно формализовать все факторы, определяющие и результаты деятельности конкретного руководителя, сотрудника, подразделения, и сам процесс их деятельности. Такие факторы непредсказуемы и число их бесконечно.
Однако, как отметил Толкотт Парсонс, «существует минимальный набор структурных элементов действия – целей, средств, условий и норм. Невозможно дать значимое описание действия без спецификации всех этих четырех элементов» [Парсонс, 2000b, с. 199]. Существование такой конечной необходимой и достаточной системы взаимозависимых структурных элементов (регламентов) действия как концепций/понятий, которые в сжатой форме определяют организацию6 деятельности предприятия, а соответственно и деятельность, и его результаты [Honold, Robert, 2002; Асаул, Чегайдак, 2012; Парсонс, 2002; Леонтьев, 1977; Ефимов, 2015]. Такая действующая система внешних регламентов и обуславливает создание внутренних институтов, направленных на достижение максимальных личных результатов социальных субъектов, но именно личных.
_______________________
5 Точнее возможно только «применительно к очень элементарному виду труда» [Тейлор, 1991]. И система «научной организации труда» Фредерика Тейлора базируется именно на детальных регламентах элементарных видах труда. Здесь единственный фактор деятельности – это заданная норма выработки простейшей продукции в стабильной (до изменения нормы выработки) среде. Для производства интеллектуальной (многофакторной) продукции она деструктивна [Hart, Holmström 2016].
6 Система факторов определяет организацию и деятельность предприятия подобно тому, как ДНК определяет организацию и деятельность человека [Honold, Robert, 2002; Асаул, Чегайдак, 2012].