О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
08.06.2021

Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия

Проблемы эффективности деятельности капиталистического предприятия заложены в самой сути отношений труда и капитала: «Заработная плата рабочего устанавливается взаимным соглашением между ним и предпринимателем: один старается как можно больше получить, другой — как можно меньше дать» [Сэй]. А деятельность предприяти строится только на постоянно изменяющемся компромиссе сторон, ведь «сама противоположность интересов и конкуренция за возможности остаются» [Вебер, 2016, с. 99] и каждая сторона борется за свои результаты: одна — предприятия, другая — личные.

Персонал старается повышать свою личную эффективность за счет предприятия. Предприятие старается повышать свою эффективность за счет персонала: стараясь минимизировать оплату труда и максимизировать трудовые усилия персонала. Персонал старается к минимуму трудовых усилий, к повышению уровня оплаты труда, а также и получению от предприятия несанкционированных личных доходов за счет различных видов оппортенистской деятельности [Уильямсон]: деятельность в сугубо личных интересах,  работа в интересах третьих сторон, откаты при закупках и реализации, производство и реализация неучтенной продукции, вывод активов предприятия через аффилированные компании, и т.д. Работа в предприятии определяется личными результатами относительно жертв, которых она потребует, и сравнения результата с тем уровнем чистого удовлетворения, который могут обеспечить другие имеющиеся возможности [Барнард 2009, с. 84], определяется «прибылью» человека, как «приведенной ценностью всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [Беккер, с. 41]. Эта личная «прибыль» должна быть больше той, которую он может получать в других предприятиях. Аналогично и руководитель определяет «прибыль» которую предприятие получает работника, она должна быть больше, чем от других на рынке труда. Это чисто рыночный компромисс.

Исходя из этого повышение эффективности деятельности предприятия определяется высокой ценность предприятия для сотрудника — получаемой им личной «прибыли» выше, чем в других предприятиях рынка труда, и соответствующим уровнем трудовых усилий. Если же уровень личной прибыли и требуемый уровень труда будут расходиться, сторона, считающей себя ущемленной просто разрывает контракт. «Рабочий в силу угрозы увольнения понуждается к достижению оптимального уровня трудовых усилий» [Вебер]. Работодатель в силу угрозы остаться без работников понуждается к уровню оплаты труда соответствующему рыночному.

Таким образом основная проблема повышения эффективности деятельности предприятия заключается не в поисках каких-то принципов мотивации персонала (поисках «философского камня»), а в обеспечении максимальных выгодах для персонала (высокий уровень оплаты труда, высокие условия труда, высокий моральный климат, и т.д.), а также минимальных его издержках, и психофизиологических, и моральных (например, недооценивание, ограничение свобод, ненужные санкции, и др.). Что же касается поисков «философского камня, то В.И. Бовыкин четко заявил, что «различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) <...> решают чрезвычайно ограниченный круг проблем и абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [Бовыкин, 2020, с. 55]. А «без решения проблемы управления персоналом все попытки что-либо улучшить в организациях практически бесполезны» [Бовыкин, 2020, с. 19].

Такое решение проблемы повышения эффективности деятельности предприятия впервые было применено Генри Фордом еще в 1914 году. Он повысил уровень оплаты труда в2,5 раза по отношению к среднерыночному, повысил условия труда, сократил издержки работников за счет сокращения рабочего дня и рабочей недели. И его предприятие стало самым эффективным в отрасли, его примеру последовали и другие капиталисты.

К сожалению, такое решение проблемы приводит к проблеме ресурсов для такого повышения уровня оплаты труда. Ведь отдача от повышения уровня оплаты происходит далеко не сразу. Особенно в наш век интеллектуального труда, когда для повышения эффективности деятельности персонала требуется повышение его знаний и навыков. Но и эта проблема решаема методами проведения организационных изменений, основателем которой является Курт Левин.

Имеется и принципиально другой путь решения проблемы повышения эффективности деятельности предприятия. Это путь общности, а не противоположности, труда и капитала. Проблема решается в малых кооперативных предприятиях с собственностью коллектива на предприятие и результаты его деятельности. Здесь проблема решается тем, что деятельность осуществляется в рамках малой тесно сплоченной группы. А также в партнерских предприятиях с частной собственностью на средства производства, коллегиальной постановкой целей предприятия (предвидимых результатов и средств их достижения) и коллективной собственностью на результаты деятельности. Здесь проблема решается тем, что деятельность осуществляется в рамках сети малых тесно сплоченных групп сформированных на базе ключевых положений собственника.
В настоящей статье приведены лишь краткое изложение основных проблем повышения эффективности деятельности предприятия (несколько подробнее рассмотрено лишь наиболее распространенное капиталистическое бюрократическое предприятие), подробное описание и решение проблем повышения эффективности подробно рассмотрено и обосновано в наших статьях 2020-2021 годов:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы (2020).   (71)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация (январь 2021).   (626)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика (май 2021).   (218)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия (май 2021).   (259)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия (июнь 2021).   (118)
Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности (июнь 2021).  
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности (июль 2021).   (60)
 

Список литературы

Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение. Пер. с англ. THESIS. 1993. № 1. С. 24–40.

Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. М.: Бовыкин В.И., 2020.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000.

Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономии. М.: Директ-Медиа, 2007.

Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э», 2017.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности
Скачать статью (60)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Скачать статью (118)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

16.09.2021 15:33   Анна   Статья: Организация и управление

Для чего нужно проводить корректирующие и предупреждающие действия?


16.09.2021 17:59   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Организация и управление

Если результаты компании начинают снижаться (а это неизбежно случается при изменении ситуации на рынке, да и из-за внутренних проблем), то необходимы срочные корректирующие действия по ликвидации этих проблем, иначе компания может даже погибнуть.
Если же будет видно, что наступает угрожающая ситуация, необходимы меры, предупреждающие влияние этих угроз на результаты предприятия, чтобы избежать понижение результатов предприятия.



Наши новые статьи

26.07.2021 Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности Деп. в ВИНИТИ РАН 26.07.2021, № 43-В2021
Вопросы механизмов деятельности и управления предприятием, эффективности деятельности, рассматривались классиками с самого зарождения капитализма, а в научном ... далее

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021