Социальные отношения и производительные силы. Смысл жизни человека
Начало статьи |
|
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. ВИНИТИ РАН 10.08.2020, № 44 |
1.6. Смысл жизни человека
Как отмечал Макс Вебер, «любое хозяйствование в экономике обмена предпринимается и реализуется единичными субъектами с целью удовлетворения их собственных — идеальных или материальных — интересов» [Вебер 2016: 248]. Удовлетворения интересов, а не потребностей. «В конечном счете главный интерес людей заключается в том, чтобы сама жизнь была им интересна, а это нечто совсем иное, нежели просто потреблять как можно больше богатства» [Найт 2013]. А жизнь интересна только тогда, когда она наполнена смыслом, когда человек видит приближение достижения смысла своей жизни. «Экономическая деятельность человека, как правило, полностью подчинена общей системе его социальных связей. Человек действует не для того, чтобы обеспечить свои личные интересы в сфере владения материальными благами, он стремится гарантировать свой социальный статус, свои социальные права, свои социальные преимущества. Материальные же предметы он ценит лишь постольку, поскольку они служат этой цели» [Поланьи 2007: 58]. И человек стремится не просто гарантировать свои статус, права, преимущества, — он стремится обеспечить свою значимость в этой жизни — высокие статус и права, найти и реализовать наиболее значимый смысл своей жизни. И здесь статус, права, преимущества, — это просто средства и возможные индикаторы достигаемого им смысла жизни. Материальные же предметы очень редко являются смыслом жизни — это скорее уже патология.
При этом достижимый смысл жизни человека определяется уровнем его жизненного капитала и предвидением его развития15. Ребенок, даже молодой человек, зачастую не могут сформировать свой дальнейший смысл жизни — свое призвание. Это видение развивается и конкретизируется, а иногда и изменяется, вместе с развитием жизненного капитала человека.
В реальной деятельности человек, руководствуясь «принципом реальности», который, не «оставляя конечной цели – достижения удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию» [Фрейд 1992]. Только «с нашей точки зрения, принцип удовольствия является искусственной психологической конструкцией. Удовольствие — это не цель наших стремлений, а следствие их удовлетворения» [Франкл 1990: 165]. Гордон Олпорт отмечал: «Мотивация рассматривается как состояние напряженности, которое ведет нас к поиску равновесия, покоя, приспособления, удовлетворения или гомеостаза. С этой точки зрения личность — это не более чем наши привычные формы разрядки напряжения. Конечно, эта формулировка полностью согласуется с исходной посылкой эмпиризма, что человек по своей природе — пассивное существо, способное лишь получать впечатления от внешних целей и реагировать на них. Эта формула, приложимая к успешному приспособлению, терпит неудачу при объяснении природы личного стремления» [цит. по: Франкл 1990: 121]. Удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоции — но это не цель жизни человека. Эмоции необходимы для того, чтобы человек понимал, что он движется в правильном направлении, идет к повышению своего жизненного капитала (а не просто к его пустому расходованию в угоду сиюминутным удовольствиям) и достижению смысла своей жизни. Если его движение правильно — ему сопутствуют рост жизненного капитала и соответствующие положительные эмоции, если нет — отрицательные.
Сущность смысла человека в том, что «лишь в той мере, в какой мы забываем себя, отдаем себя, жертвуем себя миру, тем его задачам и требованиям, которыми пронизана наша жизнь, лишь в той мере, в какой нам есть дело до мира и предметов вне нас, а не только до нас самих и наших собственных потребностей, лишь в той мере, в какой мы выполняем задачи и требования, осуществляем смысл и реализуем ценности, мы осуществляем и реализуем также самих себя» [Франкл 1990: 119-120]. Смысл человека не заключен в нем самом — человек рано или поздно умирает, и тогда ничего не оставляет после себя. «Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью» [Франкл 1990: 29]. Смысл жизни человека заключен не в повышении личного жизненного капитала, а жизненного капитала избранного им социального объекта — своего социума — в его развитии. Личный жизненный капитал — это только средство. Причем значимость составляющих этого капитала определяется степенью их необходимости для достижения смысла жизни. «Социальное бытие человека больше чем совокупность его нужд или тех или иных социальных потребностей, по той простой причине, что люди не довольствуются жизнью в обществе и его воспроизводством, как другие социальные животные; они должны создавать общество, чтобы жить» [Годелье 2007: 48]. Смысл жизни человека заключается в создании более ценного для него высокого и значимого социума.
Абрахам Маслоу [Маслоу 1999] ввел различение низших и высших потребностей, имея в виду при этом, что удовлетворение низших потребностей является необходимым условием для того, чтобы были удовлетворены и высшие. К высшим потребностям он причисляет и стремление к смыслу, называя его даже при этом "первичным человеческим побуждением" [Франкл 1990: 29]. «Подобно тому, как даже неповторимость мозаичного элемента представляет ценность лишь в отношении к целостному мозаичному изображению, неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе. Таким образом, смысл человеческого индивида как личности трансцендирует его собственные границы в направлении к сообществу: именно направленность к сообществу позволяет смыслу индивидуальности превзойти собственные пределы» [Франкл 1990: 198].
Природа человека заключена в нахождении и достижении социально значимого смысла его жизни. Причем значимость этого смысла пересматривается в сторону повышения с повышением жизненного капитала человека. А потеря жизненного капитала человека, связанная с этим потеря смысла жизни, рассматривается человеком как потеря самой жизни. Существенная потеря капитала, даже материального, фактически означает для человека переход к новой жизни [Поланьи 2002]. Причем не просто с падением уровня удовлетворяемых потребностей, а с крушением надежд, необходимостью поиска намного менее значимого смысла. И не все справляются с нахождением такого нового смысла, переходя к простому удовлетворению потребностей — бессмысленному существованию, а иногда и к самоубийству [Франкл 1990].
И необходимо отметить, что жизненный капитал человека неизбежно снижается к старости и человек должен к этому времени достичь смысл своей жизни — чтобы его жизнь была прожита им не зря.
Смысл человека направлен во вне, но только в то, что представляет ценность для человека, для его рода. В то, ради чего он готов приносить жертвы — альтруистические дары.
_______________
15 «При восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности» [Франкл 1990: 37]. И именно жизненный капитал человека определяет его возможности.