Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы
|
|
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. ВИНИТИ РАН 10.08.2020, № 44 |
Реферат:
В статье всесторонне рассмотрены социальные отношения, а также институты и организации, обеспечивающие наибольшую эффективность производительных сил человека, группы, предприятия, общества. В статье этот вопрос рассмотрен в динамике развития социальных отношений от первобытных племен и до нашего времени. Показано, что производительные силы определяются социальными отношениями, включающими альтруистические отношения дара; неантагонистические и антагонистические, горизонтальные и вертикальные реципрокные отношения; антагонистические отношения обмена. Существующие отношения между собственником и наёмным персоналом — это в основном антагонистические реципрокные отношения, при которых, как отмечал ещё Макс Вебер, интересы сторон противоположны, а готовность к труду в рамках капиталистического трудового порядка определяется угрозой увольнения. И именно этот антагонизм отношений является источником неэффективности производительных сил. Но есть два вида неантагонистических реципрокных отношений когда интересы сторон едины — это кооперативные отношения, строящиеся на общей собственности на средства производства и результаты деятельности предприятия. И партнерские — базирующиеся на частной собственности на средства производства и общей — на результаты деятельности предприятия. Однако первые не обеспечивают неантагонистические горизонтальные реципрокные отношения, а соответственно и, жизнеспособность больших предприятий. Вторые в основном реализуются или в виде малых форм, или только на уровнях топ-менеджеров крупных предприятий, и в ограниченных рамках. При этом, как показано в статье, возможна организация и институт партнерских отношений в рамках всего предприятия. Организация и институт, при котором доминируют неантагонистические реципрокные отношения и альтруистические отношения.
Ключевые слова: социальные отношения, производительные силы, альтруизм, реципрокные отношения, реципрокные антагонистические отношения, капитал человека, смысл, партнерская организация.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Принятые экономический подход, основные положения и методы исследования
1.1. Принятый экономический подход и направление исследований
1.2. Капитал человека
1.3. Структура капитала человека
1.4. Оборот капитала человека
1.5. Цель жизни человека
1.6. Смысл жизни человека
1.7. Альтруизм
1.8. Группа как субъект деятельности. Виды деятельности человека в предприятии
1.8.1. Сущность и необходимость малой группы
1.8.2. Первичная и вторичная группы
1.8.3. Естественная и искусственная малые группы
1.8.4. Основные проблемы группы и их разрешение
1.8.5. Капитал группы
1.8.6. Целеполагание и целеосуществление в группе
1.9. Предприятие как обособленный субъект деятельности
1.9.1. Рынок и предприятие
1.9.2. Предприятие как иерархическая сеть малых групп
1.9.3. Управление предприятием
1.9.4. Капитал предприятия как социальной системы
1.9.5. Смысл предприятия
1.10. Краткие результаты раздела «Принятые экономический подход и основные положения»
1.11. Обсуждение раздела «Принятый экономический подход и основные положения»
2. Социальные отношения и производительные силы в ретроспективе и в наше время
2.1. Основные экономические формации
2.1.1. Племя и первобытный коммунизм
2.1.2. Расслоение племени и первобытный капитализм
2.1.3. Социальные отношения феодализма
2.1.4. Объективные причины и условия перехода от феодализма к капитализму
2.1.5. Два основных фактора определяющие производительные силы предприятия
2.1.6. Социальные отношения и производительные силы при социализме
2.2. Социальные отношения и производительные силы предприятия
2.2.1. Отношения сторон в предприятии
2.2.2. Механизм деятельности предприятия
2.2.3. Отношения в предприятии как дарообмен
2.2.4. Внерыночный механизм деятельности предприятия — механизм баланса интересов сторон
2.2.5. Власть в предприятии
2.2.6. Свобода в предприятии
2.2.7. Неэкономические социальные отношения в предприятии
2.2.8. Мотивация человека в предприятии
2.2.9. Собственность и контроль. Остаточные права контроля и остаточный доход
2.3. Хозяйственный оборот и предпринимательство: производительные силы и социальные отношения
2.3.1. Хозяйственный оборот и предпринимательство
2.3.2. Целеполагание при хозяйственном обороте
2.3.3. Предпринимательство
2.3.4. Основные проблемы хозяйственного оборота и развития
2.3.5. Проблемы организационного развития
2.4. Пути разрешения основной проблемы капитализма
2.4.1. Кооперативные отношения в предприятии
2.4.2. Анализ предпосылок партнерских отношений
2.5. Результаты раздела «Социальные отношения и производительные силы в ретроспективе и настоящее время»
2..5.1. Общие результаты
2.5.2 Результаты в части динамики развития экономических формаций
2.6. Обсуждение результатов раздела «Социальные отношения и производительные силы в ретроспективе и в наше время»
2.6.1. Социальные отношения в предприятии
2.6.2. Антагонистические и неантагонистические реципрокные отношения в предприятии
2.6.3. Альтруистические отношения
2.6.4. Перспективные социальные отношения
3. Производительные силы и социальные отношения в перспективе
3.1. Факторы, сдерживающие производительные силы предприятия и их преодоление
3.2. Реализация свободы, ответственности и духовности человека при партнерской организации
3.3. Создание партнерской организации
3.4. Предприятие с удаленной работой
3.5. Результаты раздела «Социальные отношения и производительные силы и в перспективе»
3.6. Обсуждение раздела «Социальные отношения и производительные силы в перспективе»
3.6.1. Факторы, сдерживающие производительные силы и их преодоление
3.6.2. Создание партнерской организации
4. Основные выводы
Литература 175 цитированных источников
Скачать статью (216)
Скачать статью "Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Январь 2021.