Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Социальные отношения и производительные силы. Альтруизм
Начало статьи |
|
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. ВИНИТИ РАН 10.08.2020, № 44 |
1.7. Альтруизм
В биологии и психологии альтруизм чаще всего ассоциируется в отношениях в семье и развития вида: «Большинство млекопитающих, действительно, ставят благополучие своих детенышей выше собственного личного выживания. Это может оказаться “саморазрушительным” для конкретного животного, но не для потомства и вида в целом. <…> Я хочу подчеркнуть, что термин “мазохизм”, используемый психоаналитиками, не означает любви к боли и страданию» [Мак-Вильямс 2015]. При этом Ричард Докинз отмечает «неверным шаг к заключению о том, что поведение животных обычно направлено на сохранение вида» [Докинз 2015]. «Это объяснение основано на уже упоминавшемся мною неверном представлении, что предназначение эволюции живых существ — совершать действия «во благо данного вида» или «во благо данной группы «во благо данной группы». Нетрудно видеть, как эта идея зародилась в биологии» [Докинз 2015]. По мнению Ричарда Докинза альтруистическое поведение направлено на сохранение только генетически близких индивидов, а не всего рода. И, «если мы увидим в поведении человека подлинный альтруизм, то это будет означать, что мы столкнулись с чем-то загадочным, с чем-то, требующим объяснения» [Докинз 2015]. При этом «большую часть всего, что есть необычного в человеке, можно вместить в одно слово: «культура» [Докинз 2015] и «образ жизни людей в значительной степени определяется культурой, а не генами» [Докинз Докинз 2015]. По Докинзу эгоизм является врожденным, а альтруизм — формируется передачей культурного наследия. При этом передаваемая из поколения в поколение культура направлена на выживание и развитие и человека, и человеческого рода, на сохранение самой культуры, самого социума: «встречаются примеры мазохизма [альтруизма], даже более достойные похвалы, когда люди рискуют своей жизнью, здоровьем и безопасностью ради социального блага, например, ради сохранения культурных ценностей» [Мак-Вильямс 2015].
По Докинзу альтруистичное поведение повышает благополучие другого такого же существа в ущерб собственному благополучию. Эгоистичное поведение приводит к прямо противоположному результату [Докинз 2005]. Как отмечает Герберт Саймон, «в большинстве неоклассических экономических писаний альтруистический сегмент трактуется как тривиальный или несуществующий, и единственным ‘альтруизмом’, допускаемым в анализ, является так называемый ‘взаимный альтруизм’, который на самом деле вовсе не альтруизм (как я его определил), а форма дальновидного эгоизма. Изучая журнальную и учебную литературу, легко убедиться в том, что это точная характеристика трактовки альтруизма в экономике» [Simon 2005: 91]. При этом его позиция заключается в том, что «у людей есть причины для того, что они делают» [Simon 2005: 90] и человеческое поведение «будет полностью зависеть от содержания и формы функции полезности и, в частности, от относительной важности ее эгоистических и альтруистических компонентов» [Simon 2005: 90]. Мы трактуем «полезность» как повышение жизненного капитала человека. И поведение человека будет полностью зависеть от того какие формы деятельности будут максимально повышать совокупную ценность всех составляющих этого капитала. А они включают не только материальные составляющие, но и такие составляющие как ценность социума для человека. При этом альтруистическое поведение как раз и повышает ценность социума. А роль культуры заключается в том, что человеку не нужно каждый раз определять и калькулировать «полезность» — культура на подсознательном уровне выдает выработанные всей предшествующей практикой оптимальные решения. Особый интерес представляет альтруизм по отношению к незнакомым людям (например, благотворительность), который считается глубоко человеческой чертой, которая может быть встроена в наш мозг [Christov-Moore, Sugiyama, Grigaityte, Iacoboni 2017]. Мы считаем, что альтруизм это отношения человека к социуму, а не к отдельному индивиду. Отдельный индивид — это только посредник. Таким поступком человек на личном примере показывает окружающим более ценный социум. И такая черта встроена в нашу культуру. Она повышает ценность социума человека, а вместе с ним и ценность жизненного капитала самого человека.
Исходя из изложенного можно сказать, что альтруизм — это деятельность, направленная на развитие человеческого общества, на повышение его ценности для входящих в него людей. Это реализация смысла жизни человека — и она реализуется не отношениями обмена, не отношениями реципрокности, а односторонними отношениями альтруистического дара.
__________________ Версия для печати
|
|