О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.10.2020

Социальные отношения и производительные силы. Основные экономические формации

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. ВИНИТИ РАН 10.08.2020, № 44

2. Социальные отношения и производительные силы в ретроспективе и в наше время

2.1. Основные экономические формации
2.1.1. Племя и первобытный коммунизм

Считается что производственная деятельность человека началась с перехода от кочевого к оседлому образу жизни31, с появления таких ресурсов как свободное время и земля32. Началось производство продуктов питания: сельское хозяйство и животноводство, а также ремесленное производство, предпринимательство. «В отличие от кочевника земледелец все свои усилия посвящает усовершенствованиям, жестко привязанным к определенному месту. Без них человеческая жизнь неизбежно останется убогой и примитивной, не слишком отличающейся от существования животного» [Поланьи 2002]. Оседлое племя обычно включает несколько кланов, территориально — одна деревня. Численность племени порядка нескольких сотен человек [Даймонд], иначе оно просто не выживет33. Племя, фактически, это одна малая группа сплоченная общей целью — выживания и развития. «Входящие в социум индивид или индивиды должны были мыслить в категориях и формах, обусловленных социальной организацией. Социум на этом этапе должен был представлять собою единый разум, как единый организм, где каждый его член должен мыслить либо подобно всем остальным» [Шевцов, с. 185-186]. Даже мотивы деятельности: «Обычно мотивы большинства участников находятся под влиянием коллективного разума сообщества» [Барнард 2009]. И девиантное поведение отдельных индивидов просто недопустимо: «В условиях постоянного риска и напряжения социум избавляется от таких людей34» [Шевцов, с. 189]. Именно поэтому племя, несмотря на численность в несколько сот человек, являлось единой малой группой, имеющей общие нормы и принципы — единым субъектом деятельности. «Экономические интересы отдельного человека [и семьи] редко выходят в нем на первый план, ибо племя спасает всех членов от голода, пока оно само не становится жертвой какого-то бедствия, — но и в этом случае интересы племени подвергаются опасности не в индивидуальном, а в коллективном плане» [Поланьи 2002].

В отличие от современной рыночной экономики бартера, экономика племени базируется на экономике дара и перераспределении (центричности). Основной принцип экономики дара заключаются в следующем: ответный дар не оговаривается, но он обязателен и для получателя должен быть ценнее исходного35. Ответный дар, фактически, означает новый исходный дар [Мосс, Малиновский]. «Хотя такой обмен имеет важное значение, однако, поскольку локальная группа и семья в других случаях фактически могут обходиться собственными орудиями и т. д., эти подарки не служат той же цели, что торговля и обмен в более развитых обществах. Намерения их носят прежде всего моральную окраску, подарки должны породить дружеские чувства между обоими участниками действия, и если бы эта операция не привела к такому результату, вся она потеряла бы смысл» [Мосс 1996]. «Дар в этих обществах не только механизм, который приводит к циркуляции имущества и людей и обеспечивает таким образом их распределение и перераспределение между группами, составляющими общество. В более глубоком смысле, это и условия для создания и воспроизводства социальных отношений, которые составляют специфический каркас общества и характеризуют связи, соединяющие индивидов и группы» [Годелье 2007: 63]. При этом дары — это «процедура, в мельчайших деталях упорядоченная и идеально обеспеченная сложными формами публичности, магическими ритуалами, а также институтом «дуальности», соединяющим определенные группы людей взаимными обязательствами, — само по себе должно объяснить нам отсутствие в подобном обществе всякого понятия о корысти и даже о богатстве» [Поланьи 2002]. А награда за щедрость в плане социального престижа столь высока, что любой иной принцип поведения, кроме полного бескорыстия, становится просто невыгодным [Поланьи 2002]. При этом «нарушая традиционные нормы чести или щедрости, индивид ставит себя вне общества и превращается в изгоя» [Поланьи 2002].

Основным принципом перераспределения является «институциональная схема центричности, в той или иной степени действующая во всех человеческих группах, также представляет собой удобный способ сбора, хранения и перераспределения предметов и услуг. Члены племени охотников, как правило, отдают добычу старейшинам для последующего перераспределения. <…> потребность в перераспределении существует в любом натуральном хозяйстве, какой бы многочисленной ни была занимающаяся им группа» [Поланьи 2002] И хотя в результате этого член племени практически не получает от своего урожая никакой личной выгоды в утилитарном смысле этого слова, он удостаивается шумной похвалы и получает славу благодаря размерам и качеству этого урожая [Малиновский 2004]. Получает от племени ответный эмоциональный дар.
Обмен дарами существует и между племенами: «регулярные обязательные обмены между партнерами из земледельческих племен, с одной стороны, и мореходных племен — с другой. Союзник-земледелец раскладывает свои продукты перед домом своего партнера-рыболова. Тот в следующий раз — после большой рыбной ловли — с избытком возместит полученные в земледельческой деревне продукты продуктами своего труда» [Мосс 1996].

Социальные отношения племени характеризуются элитарной структурой, общими: материальными ресурсами, информацией, принятием решений. На деревенских сходках «присутствовали все взрослые деревни: отдельные люди выступали, сменяя друг друга, и не было ни малейшего впечатления, что кто-то из них «председательствует» на собрании. <…> Общим для племени и родовой общины является и «эгалитарная» социальная структура, отсутствие потомственных рангов или классов. Мало того, что в традиционном племени и бродячей общине нет перехода статуса по наследству, — никакой их член не может возвыситься в имущественном положении и благодаря собственным усилиям, потому что у каждого есть обязанности перед множеством других» [Даймонд 2010].

Этот этап развития человечества часто называют «первобытным коммунизмом». «В подобном обществе нет места идее прибыли, попытки спорить и торговаться сурово осуждаются, добровольный дар превозносится как высшая из добродетелей, а пресловутая «склонность к торгу и обмену» никак себя не обнаруживает. Экономическая система является, в сущности, лишь простой функцией социальной организации. Отсюда вовсе не следует, что социально-экономические принципы такого типа характерны лишь для простейших хозяйственных процедур или небольших общин и что экономика, не знающая рынка и прибыли, непременно должна быть примитивной. «Кольцо Кула» в Западной Меланезии, основанное на принципе взаимности, является одной из самых сложных торговых систем, известных в человеческой истории, а гигантских масштабов перераспределение было одним из элементов цивилизации пирамид» [Поланьи 2002]. «Все крупные экономики натурального типа строились на принципе перераспределения36» [Поланьи 2002]. Производительные силы племени определяются тем, что «никто в этих обществах не может — если хочет продолжать существовать, т.е. воспроизводить себя, воспроизводя свои отношения с другими, — прекратить дарить и получать. Следовательно, за людьми и их отношениями существует другая — социальная, безличная, объективная — реальность, которая довлеет надо всеми ежеминутно и никогда не может прерваться» [Годелье 2007: 86]. Если не будет взаимных даров — не будет ни социума, ни его развития.

При всей опасности внешней среды, племена осуществляли деятельность не только для пропитания и выживания. «Туземцы трудолюбивы и умелые ремесленники. Стимулом их работы является не необходимость или потребность заработать на жизнь, но импульс таланта и фантазии в сочетании с развитым эстетическим чувством и тем удовольствием, которое доставляет им их искусство, которое они зачастую считают результатом магического вдохновения» [Малиновский 2004]. Труд даже в древние времена был источником удовлетворения высших потребностей человека.

Первоначально племя — это полностью децентрализованная система. Первые шаги к организации и централизации племен связывают с институтом бигменов (англ. bigman). Бигмены — это лидеры37 сообществ [Шевцов 2014]. С их появлением сообщество все ещё совместно участвует в решении важных вопросов, но по сути следует указаниям своего лидера [Шевцов 2014]. «Бигмен» — ненаследуемая позиция, но с появлением первого бигмена общество вкушает сладость снятия с себя ответственности за принятие решений [Шевцов 2014]. И это также взаимовыгодный обмен: члены племени освобождается от необходимости постоянного принятия оперативных решений — текущей координации деятельности; бигмен получает уважение и признательность. Но никаких материальных преимуществ он не получает. При этом «те из крупных племен, где бигмен пользуется большим влиянием, а значит существует более сильная централизация, будут иметь преимущество перед теми, где централизация слабее» [Даймонд 2010].
__________________
31 При этом некоторые племена «сделавшись оседлыми, так и не стали заниматься производством пищи. <…> И наоборот, среди производителей продовольствия есть те, кто ведет мобильный образ жизни» [Даймонд 2019, с. 219].
32 Ранее ресурсами было только то, что произрастает и обитает на земле, а основное время затрачивалось на кочевание.
33 «Как утверждает знаменитый итальянский политик и философ Гаетано Моска, люди обладают инстинктом к "собиранию в стада и борьбе с другими стадами» [Олсон].
34 «Изгнание как действие из области социальной механики является обязательным условием на раннем этапе» [Шевцов 2014].
35 Такие отношения дарообмена называют рецитропным дарообменом [Поланьи 2007]. Они отношения являются неантагонистическими, но не включают альтруистических даров.
36 Перераспределение имеет место и в существующей капиталистической системе — за счет собираемых и централизовано распределяемых налогов.
37 Френк Найт так описал феномен лидерства: «Стремление самих групп к специализации путем выявления индивидов, обладающих выдающимися управленческими способностями нужного типа, возложения на них ответственности за работу группы и предоставления им права направлять и контролировать деятельность других ее членов. <…> определяющим фактором организации промышленности является способность разума одного человека давать общее направление рутинной физической и умственной работе других» [Найт 2013]. И этот феномен всеобъемлющ: «Лишь только известное число живых существ соберется вместе, всё равно, будет ли то стадо животных или толпа людей, они инстинктивно подчиняются власти своего вождя» [Лебон 2016].

1.11 Обсуждение раздела «Принятый экономический подход и основные положения» << СОДЕРЖАНИЕ >> 2.1.2. Расслоение племени и первобытный капитализм

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Социальные отношения и производительные силы. Основные экономические формации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране, цены наших консалтинговых услуг с марта 2020 г. снижены на 40%. Введено удаленное проведение (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber): консультаций; семинаров и тренингов; разработки организационной документации; консалтинговых проектов и, с октября, бесплатные консультации и бесплатные семинары.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Я постоянно изучаю статьи сайта и нахожу много полезного и для себя, и для своей компании. Но отметил только две статьи 2017 года. Это третья статья, которую я не могу не отметить. Она является логическим завершением всех предыдущих опубликованных статей. Показывает, что менеджмент - это не управление персоналом, не управление мотивами персонала, - это, во-первых, управление бизнесом и, во-вторых, управление предприятием как управление его институтом и организацией. И статья дает четкий ответ на вопрос, как практически построить это управление институтом и организацией. предприятия.


Основные проблемы в системе управления и управленческой деятельности?


01.12.2020 13:02   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение

Основная проблема системы управления в том какой она должна быть (видение) и как ее построить.
Основная проблемы управленческой деятельности зависит от реально внедренной системы управления (не той, которая сформулирована в формальных документах, а реально действующей - это могут быть две большие разницы). При одних системах управления проблем немного, в других - проблема на проблеме.



Наши новые статьи

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020