Социальные отношения и производительные силы. Хозяйственный оборот и предпринимательство
Начало статьи |
|
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. ВИНИТИ РАН 10.08.2020, № 44 |
2.3. Хозяйственный оборот и предпринимательство: производительные силы и социальные отношения
2.3.1. Хозяйственный оборот и предпринимательство
Предпринимательство — это деятельность по сохранению и повышению позиций предприятия на рынке за счет проведения существенных (революционных) изменений: совершенствования и создания новых продуктов, технологических процессов, методов организации, освоения новых рынков [Шумпетер 1982; Найт 2013]. Деятельность в условиях существенной неопределенности. Она требует вложения ресурсов, а возможность получения результата связано с существенным риском — далеко не всегда окупается. Хозяйственный оборот обеспечивает производство и реализацию продукции — обеспечивает прибыль. При этом один цикл оборота в большинстве случаев составляет до одного месяца, и он происходит без существенных внутренних изменений. А значит при этом достаточно незначительной неопределенности.
Впервые понятие «предпринимательство» ввел Ричард Кантильон (1898) году. Он разделил всех жителей, кроме государя и владельцев земли, на два класса: предпринимателей организующих свое дело на свой страх и риск и получающих неопределенный доход, и на наёмных работников получающих определенный доход [Кантильон 2005]. А Шумпетер (1911) показал, что деятельность любого предприятия включает включает хозяйственный оборот (рутину) и развитие (предпринимательство) [Шумпетер 1982]. Без хозяйственного оборота невозможно получение прибыли — а значит и самого существования предприятия. Без развития — невозможно выживание предприятия в конкурентной борьбе — предприятие, со временем, неизбежно потеряет возможность приносить прибыль.
Хозяйственный оборот осуществляется на базе выработанных и проверенных временем норм совместной деятельности и других средств, обеспечивающих необходимые результаты. «Все однажды приобретенные нами знания и навыки укореняются в нас и сливаются с другими элементами нашей личности столь же прочно, как, скажем, железнодорожная насыпь с землей, на которой она стоит, что их не надо каждый раз заново осмыслять и обновлять, поскольку они остаются в нашем подсознании; что они практически беспрепятственно передаются другим людям посредством наследования, обучения, воспитания и влияния среды вне всякой зависимости от того, как соотносятся эти факторы между собой; что наши мысли, чувства, деяния достаточно часто становятся для нас стереотипом на индивидуальном или групповом уровне, позволяя делать многое автоматически и существенно облегчая работу ума. Огромная, растущая из поколения в поколение экономия сил, которую это означает для каждого человека <…> достаточно велика, чтобы позволить человеку выполнять те требования, которые предъявляет к нему общество в каждый конкретный момент времени» [Шумпетер 1982: 179]. Только, как видно, такое положение хотя и может вести к расширенному воспроизводству за счет эффективного использования ресурсов, но достаточно ограниченно. При этом «твердо установившиеся привычки мышления продолжают оставаться ими и выполнять свою функцию даже тогда, когда их час уже пробил и они становятся тормозом» [Шумпетер 1982: 182]. Поэтому всегда существует «противодействие, которое оказывает социальная среда попыткам каждого, кто намеревается внести новое вообще или новое в экономике в частности. Это сопротивление может проявляться прежде всего в форме существования различных препятствий правового или политического порядка. Но и помимо этого, общество осуждает любое отклонение в поведении одного из своих членов, правда, в различной степени — в зависимости от того, насколько данное общество привычно к подобным отклонениям» [Шумпетер 1982: 182]. И это отмечал ещё Вильям Петти: «большую часть людей очень трудно заставить применять новые приемы, которые они сами не проверили со всех сторон и применение которых не показало бы в течение долгого времени, что в них нет скрытых недостатков» [Петти 1940: 60].
Развитие обеспечивают предприниматели, действуя вопреки большинству и не взирая на риск. Они находят новые неизведанные продукты, методы организации, технологии, рынки, внедряют их, и во многих случаях существенно повышают производительность и эффективность производства, укореняют эти инновации в новых нормах и подсознании людей. При этом «основу социальной теории частной собственности составляет не столько предпосылка о более эффективном использовании производственных ресурсов при создании потребительских благ, сколько убежденность в том, что лучший способ стимулировать прогресс — побуждать людей идти на риск, предпринимая действия, увеличивающие предложение самих производственных ресурсов, причем как материальных предметов, так и технических знаний и умений» [Найт 2013].
В предыдущих разделах мы рассматривали только хозяйственный оборот, даже только одну его часть — производство и реализацию продукции. В то время как и сам хозяйственный оборот включает и целеполагание, а не только целеосуществление [Пригожин 2017]. Рассмотрим далее целеполагание при хозяйственном обороте, а затем и предпринимательство.