Социальные отношения и производительные силы. Смысл предприятия
Начало статьи |
|
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. ВИНИТИ РАН 10.08.2020, № 44 |
1.9.5. Смысл предприятия
Смысл экспрессивной группы направлен на саму группу — на развитие своих членов — на повышение их жизненного капитала (и в основном только подсознательно). Предприятие — это уже инструментальная группа, по определению, направленная на внешнего потребителя. Более того — это субъект, имеющий свое имя во внешней среде. И предприятие узнается и выделяется уже по его имени, бренду. Элементом его социального капитала является общественное признание. Если предприятие производит признанную общественно необходимую продукцию — то его члены причастны к этому, могут гордиться этим. К сожалению, это характерно далеко не для всех предприятий.
Если рассматривать смысл деятельности предприятия чисто как инструментальной группы, то — это производство продукции для рыночного обмена с внешней средой. А смысл самого предприятия как социальной системы — это развитие ее групп, их членов. И немало предприятий функционируют подобным чисто рыночным образом. Предприятие использует потребителя для получения выручки, порой за счет обмана; предприятие, «оптимизируя» заработную плату, использует наёмный персонал для получения прибыли; персонал использует предприятие для получения заработной платы и других выгод от оппортунистской деятельности, и т.д. Рыночные антагонистические отношения ориентированы не на человеческие отношения, не на создание общей ценности, а на использование сторонами друг друга [Хорват 2003]. Такие предприятия просто не имеют смысла — каждая сторона ориентирована только на себя. В то же время имеются предприятия, ориентированные на развитие как потребителя, так и своего коллектива. Коллективы, ориентированные на потребителя и на развитие предприятия. Понятно, что такие предприятия будут иметь и более высокие рыночные результаты — только эти результаты могут быть получены только за счет отказа от самих антагонистических отношений. За счет того, что коллектив предприятия будут ставить интересы потребителя выше своих собственных, когда коллектив будет обеспечивать развитие предприятия. Тогда изменится и смысл предприятия, и смысл входящих в него групп и индивидов.
Смысл деятельности предприятия как обособленного социального субъекта может заключаться в развитии своих членов, развитии самого предприятия, развитии потребителя — общества. Для этого необходимо, чтобы коллектив осознал общественную необходимость соей деятельности, ценность и необходимость развития предприятия обеспечивающего и личное развитие, и развитие общества. Что касается смысла самого существования предприятия, то спорен и сам вопрос о том, имеет ли предприятие смысл.
В целом мы отмечали три уровня смысла организации [Жемчугов 2014a]:
-
Организация, смысл которой заключен в максимальной прибыли собственника и максимальном благосостоянии ее членов (Фредерик Тейлор).
-
Организация, смысл которой заключается в создании для своих членов и их семей замкнутого совершенного социума (Роберт Оуэн).
-
Организация, смысл которой заключается в изменении, совершенствовании мира, в нахождении и исполнении организацией своей высокой миссии в обществе.
Последний уровень смысла не включает ни прибыли собственника, ни благополучия членов организации. Он ориентирован на нахождение своей высокой миссии. А она, однако, требует высокого жизненного капитала и предприятия, и составляющих его групп, и членов групп, и прибыли предприятия. Так что высший смысл предприятия — это нахождение и исполнение своей высокой миссии за счет развития жизненного капитала предприятия.