Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


Социальные отношения и производительные силы. Социальные отношения феодализма

Начало статьи   А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. ВИНИТИ РАН 10.08.2020, № 44

2.1.3. Социальные отношения феодализма

Морис Годелье так очень кратко и емко описал переход от демократии первобытного племени к монархии и феодализму: «Подношение первых плодов урожая вождям и богам превратилось в обязательную дань, взимаемую и учитываемую военно-бюрократическим аппаратом. Добровольное служение общим интересам членов местной общины превратилось в обязательную работу по воспроизводству государства и содержанию этнических групп, которые контролируют его» [Годелье 2007: 195]. При этом «ни при родоплеменных, ни при феодальных порядках, ни в эпоху меркантилизма в обществе не существовало какой-либо отдельной экономической системы» [Поланьи 2002]. «Независимо от того, что именно составляло самодостаточную хозяйственную единицу — семья, поселение или феодальное поместье (организмы весьма несходные по своей природе) — в основе ее неизменно лежал один и тот же принцип: производство и хранение для удовлетворения потребностей членов данной группы» [Поланьи 2002]. «В целом мы вправе утверждать, что все известные нам экономические системы, вплоть до эпохи заката феодализма в Западной Европе, строились либо на одном из перечисленных выше принципов — взаимности, перераспределения или домашнего хозяйства, — либо на определенном их сочетании. Эти принципы институционализировались с помощью социальной организации, использовавшей, среди прочего, модели симметрии, центричности и автаркии. В рамках этой структуры регулярный процесс производства и распределения обеспечивался через множество самых разнообразных индивидуальных мотивов, которые, в свою очередь, регламентировались общими нормами поведения. Мотив же прибыли не играл здесь заметной роли. Совместное действие обычая и закона, магии и религии побуждало индивида следовать тем правилам поведения, которые в конечном счете позволяли ему занять свое место в экономической системе» [Поланьи 2002]. «При промежуточной цеховой системе, как, впрочем, и при любой иной экономической системе в предшествующие периоды истории39, мотивы и условия производственной деятельности всецело вписывались в общую социальную структуру. Отношения мастера, подмастерья и ученика, сроки ученичества, число учеников, заработная плата рабочих — все это регулировалось городскими и цеховыми уставами и обычаями» [Поланьи 2002]. Здесь действует обмен на основе фиксированных ставок и хозяйство интегрируется не рыночным механизмом, а факторами, фиксирующими эти ставки [Поланьи 2007]. Отношения обмена здесь носят внешний институциональный характер. В крестьянском же секторе действуют вертикальные антагонистические реципрокные отношения: феодалы принудительной властью стремились добиваться максимального уровня барщины и оброка, но крестьяне — минимального, и это зачастую выливалось в бескомпромиссный произвол феодалов.

Однако ориентация всех хозяйствующих субъектов на удовлетворение потребностей стала приводить к проблеме: «в то время, как феодальная система ограничивала возможности для реинвестирования прибавочного продукта в усовершенствование аграрного производства, та же система всячески стимулировала рост населения, труд которого можно было бы эксплуатировать» [Цит. по: Кагарлицкий 2010: 80].
_____________

39 Кроме периода первобытного капитализма.

2.1.2. Расслоение племени и первобытный капитализм << СОДЕРЖАНИЕ >> 2.1.4. Объективные причины и условия перехода от феодализма к капитализму

 

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025