Социальные отношения и производительные силы. Капитал человека
Начало статьи |
|
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Деп. ВИНИТИ РАН 10.08.2020, № 44 |
1.2. Капитал человека
Впервые аналогию материального и нематериального капитала показал Адам Смит: «Человек, изучивший с затратой большого труда и продолжительного времени какую-либо из тех профессий, которые требуют чрезвычайной ловкости и искусства, может быть сравнен с такою дорогою машиною. Следует ожидать, что труд, которому он обучается, возместит ему сверх обычной заработной платы за простой труд все расходы, затраченные на обучение, с обычной по меньшей мере прибылью на капитал, равный этой сумме расходов» [Смит 2017]. Альфред Маршалл писал, что «если рабочие владеют сколько-нибудь значительным количеством рабочих инструментов, то они в этой мере являются капиталистами и часть их дохода представляет собой квазиренту на этот капитал» [Маршалл 2012], поэтому понятие квазиренты «применимо и к специальным доходам от природных способностей и умения» [Маршалл 2012]. И «часть его дохода в будущем фактически является квазирентой на капитал и труд, вложенные в его подготовку к трудовой деятельности, обеспечения ее начала, создания деловых связей и в целом возможностей для превращения его личных качеств в основу для хорошей репутации, и лишь остаток доходов представляет собой действительный доход, полученный в результате затраченных усилий» [Маршалл 2012].
Альфред Маршалл дал детальную структуру «благ человека». Он выделял материальные: личные и коллективные; и нематериальные внутренние и внешние, блага. Материальные блага разделяются на личные блага, «которыми он владеет (в силу закона или обычая) на правах частной собственности» [Маршалл 2012], и «коллективные блага, т.е. блага, которые не находятся в частной собственности6. А это приводит нас к необходимости взглянуть на богатство с точки зрения общественной в отличие от индивидуальной» [Маршалл 2012]. Ведь человек в первую очередь человек хранит и приумножает то, что находится в его частной собственности и долевой собственности группы, в которую он входит. Общее ценится, но не сохраняется. И это отмечали ещё Сократ и Аристотель [Аристотель 1983]. Внутренние нематериальные блага человека — это «его собственные качества и способности к действию и наслаждениям» [Маршалл 2012]. Внешние нематериальные блага — это «нематериальные блага, которые принадлежат человеку <…> и прямо служат в качестве средств, позволяющих ему приобретать материальные блага <…> его деловые и профессиональные связи, организация его предприятия» [Маршалл 2012]. Френк Найт также отмечал, что «возможные объекты прав собственности распадаются на два основных класса: личные способности, присущие индивиду, и материальные предметы» [Найт], но классификации их не приводил.
В целом, как отмечал Альфред Маршалл, «мы можем определить личное богатство таким образом, чтобы оно включало все те силы, способности и навыки, которые непосредственно служат обеспечению производственной эффективности человека наряду с теми всякого рода деловыми связями и контактами, которые мы уже признали частью богатства в узком понимании этого термина. В свою очередь и профессиональные способности мы вправе рассматривать как экономические, основываясь на том, что они обычно поддаются какому-либо косвенному измерению» [Маршалл 2012]. И, как отмечал Фрэнк Найт, «личные способности индивида <…> упорно не хотят отличаться, в экономическом контексте, от материальных благ» [Найт 2013]. Уточним и здесь, что личные способности человека служит не просто «в качестве средств, позволяющих человеку приобретать материальные блага» — они служат для увеличения совокупного капитала в целом. Который, в свою очередь, необходим человеку для выявления и осуществления максимально значимого смысла своей жизни.
Сам термин «человеческий капитал» ввел ученик Фрэнка Найта Милтон Фридмен (1956) и этот термин применяют все последующие исследователи: Джейкоб Минцер (1958), Теодор Шульц7 (1960), Гэри Беккер8 (1960) и другие.
В основном большинство исследователей определяют человеческий капитал, как способности, умения и навыки, которые могут приносить выгоду, и в которые необходимо инвестировать. Однако на наш взгляд это несколько ограниченный подход. Во-первых, выгоду приносит не только внутренний, а и внешний капитал человека. Во-вторых, выгода, по Беккеру, это и денежная выгода, и неденежная — это рост и внутреннего капитала, и внешнего, совокупного капитала. Соответственно нам ближе подход Альфреда Маршалла. Только вместо его термина «богатство человека» будем использовать термин «жизненный капитал человека», включающий «внутренний капитал» — «человеческий капитал», и «внешний капитал». А также с уточнением, что капитал человека служит не просто обеспечению производственной эффективности человека, а выявлению и осуществлению значимого смысла жизни человека. Соответственно относительная ценность составляющих капитала зависит от принятого человеком смысла жизни. Чем больше жизненный капитал человека, тем более значимый смысл он может принять и осуществить.
______________
6 Например, блага, которые «человек получает от проживания в определенном месте и в определенное время и от принадлежности к какому-либо государству или сообществу» [Маршалл 2012].
7 Теодор Шульц — американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1979 г. открывший важность вложений в «человеческий капитал», один из основателей теории «человеческого капитала».
8 Гэри Беккер получил Нобелевскую премию в 1992 г. с формулировкой «за неоценимый вклад в разносторонние исследования человеческого поведения, которое выходит за рамки рыночного поведения».