О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.


04.02.2017

Повышение эффективности предприятия: два направления

Имеется два направления менеджмента и, соответственно, два пути повышения эффективности деятельности предприятия: постоянное совершенствование деятельности и развитие предприятия. Первое направление, как отмечает Джон Коттер, – это «управление (менеджмент) это набор хорошо известных процессов, которые помогают организациям надежные, эффективные и предсказуемые результаты» [1]. Второе направление – это «перемены, необходимые для того, чтобы воспользоваться новыми возможностями, избежать серьезных угроз, создать и осуществить новую стратегию» [1]. Второе направление – это управление изменениями. Оно не относится к менеджменту ни Джоном Коттером, ни другими авторами: Джим Клеммер писал: «Менеджмент перемен — это оксюморон» (сочетание противоречивых понятий – прим. авт.). Изменениями нельзя управлять», Генри Минцберг отмечал, что «словосочетание «управляемые изменения» – «остроумно глупо» [2].

Тем не менее хорошо известно, что совершенствование деятельности дает экономический эффект не более 10% в год. В то время известно, что эффективность деятельности наших российских предприятий в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах, и что до 80% этого отставания приходится на недостатки организации и системы управления наших предприятий [3]. Таким образом, при улучшении самой организации и системы управления – проведения организационных изменений, достигаемый эффект по повышению эффективность деятельности несоизмеримо больше, чем при сокращении издержек, локальных инноваций, и т.д. Только практически реализовать такое повышение эффективности достаточно сложно, неизвестны даже необходимые для этого методики менеджмента. Почему «набор хорошо известных процессов, которые помогают организациям надежные, эффективные и предсказуемые результаты» [1] имеется, а вот такие же процессы проведения изменений – неизвестны. Ответ в том, что управление по достижению цели – предсказуемого результата, базируется на поставленной цели и обратной связи по достижению этой цели. А вот при проведении изменений такой постановки целей нет, а соответственно и обратной связи по достижению этой цели не может быть. Именно поэтому проведение изменений невозможно назвать «управлением», именно поэтому «словосочетание «управляемые изменения» – «остроумно глупо».

Однако такая методика управления изменениями с обратной связью имеется. Самое главное, что для этого требуется, – это четко сформулированная и формализованная цель проведения изменений, с которой будут сравниваться достигаемые при проведении изменений результаты (имеющие ту же структуру, что и цель – иначе сравнение будет невозможно) и проводиться необходимая коррекция деятельности. И такая структура формализованной цели изменений и достигаемых результатов найдена – это необходимая и достаточная система ключевых положений предприятия, определяющая и саму ее организацию, и основные положения ее деятельности, и основные достигаемые социально-экономические результаты - парадигма предприятия [4]. При этом для управления изменениями требуются две парадигмы: парадигма «как есть» и «как должно быть». Парадигма «как должно быть» является целью проведения изменений (и она должна быть оформлена как официальный документ), а парадигма «как есть» определяет текущее достигнутое состояние предприятия. Когда парадигма «как есть» будет соответствовать парадигме «как должно быть», управление проведением изменений будет успешно завершено.

Такой парадигмой предприятия является парадигма СТОО (Социально-Трудовые Отношения – Организация). В ее структуру входят следующие элементы:

 1) Базис парадигмы СТОО – следующие ключевые положения социально-трудовых отношений:
  • Миссия организации – ее отношения с обществом, со всеми заинтересованными сторонами, ее предназначение.
  • Ключевые положения социально-экономических отношений.
  • Ключевые положения производственно-экономических отношений.
  • Ключевые положения производственно-социальных отношений.
  • Ключевые положения непроизводственных экономических отношения.
  • Ключевые положения о климате в организации.
  • Ключевые положения, предопределяющие социальные отношения климат в организации: стиль управления, профессиональные и личностные требования к руководителям.
2) Надстройка парадигмы СТОО:
a) Ключевые положения формальной организации:
  • Цели и стратегия организации.
  • Организационная структура.
  • Положение об оплате труда и мотивации.
  • Положение о внутреннем трудовом распорядке.
  • Ключевые положения других организационных документов (положений, инструкций, …).
  • Ключевые положения бизнес-процессов разработки стратегии и управления: 
    • Целеполагания.
    • Мониторинга.
    • Планирования и бюджетирования.
    • Управленческого учета.
    • Мониторинга. 
    • Других бизнес-процессов.
  • Другие бизнес-процессы 
b) Ключевые положения неформальной организации:
  • Официальные положения о требуемой организационной (корпоративной) культуре (не имеет статуса директивного документа).
  • Положения, обеспечивающие формирование требуемой корпоративной культуры – неформальной организации: степень ориентации производственных отношений и формальной организации на цели коллектива, степень поддержки высшим руководством принятой парадигмы предприятия, и т.д. 
  • Другие положения.
Именно такая структура парадигмы предприятия и определяет его организацию и систему управления, всю его практическую деятельность, определяет и социально-экономические результаты, достигаемые предприятием. 
 

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Повышение эффективности предприятия: два направления", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Эффективность"

Как можно устранить недостатки системы сбалансированных показателей?


27.10.2018 23:21   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Система сбалансированных показателей - ССП (BSC - Balanced Scorecard)

Недостатки системы сбалансированных показателей принципиальные и устранить их невозможно. Нужны другие принципы мотивации, их можно посмотреть в наших последних статьях.



Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020