О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Разработка организационной документации
Семинары и тренинги
Наши статьи
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Читать статью

11.12.2009

Экономическая эффективность. BSC (ССП) - система сбалансированных показателей

Для каждого предприятия можно определить десятки показателей, влияющих на его эффективность. Каждый из таких показателей, при фиксированных других, имеет свое оптимальное значение, и, кроме того, все показатели предприятия оказывают взаимное влияние друг на друга.

Как же выбрать ключевые показатели, а потом и как ориентироваться в них. Питер Друкер, автор концепции управления по целям (Management by Objectives - MBO) писал: "Целевые показатели в ключевых областях (бизнеса) являются "приборной панелью", необходимой для "пилота" делового предприятия". Позже, авторы концепции Balanced Scorecard - BSC (Сбалансированная система показателей - ССП), Каплан и Нортон повторяют ту же мысль: "Менеджеры, как и пилоты, нуждаются в аппаратуре, отслеживающей множество внешних и внутренних факторов ... ".

Пилот видит на своей панели показания многих приборов и, опираясь на них, ведет самолет наиболее эффективным и надежным способом. Если, например, он просто попытается увеличить скорость полета, то, в основном, это приведет к перерасходу горючего. Для оптимального управления он должен начать с повышения высоты полета. Т.е. параметры полета взаимосвязаны и должны быть сбалансированы. А есть еще и масса самолета, и температура воздуха, и т.д.

Продолжим аналогию с приборной панелью самолета. Пилоту только что поставили новую модель самолета с новой приборной панелью. Что он должен делать?
1. Определить цель полета и конечный пункт (иначе не за чем и подниматься в воздух), определить актуальные показатели полета (стратегия)
2. Определить маршрут полета, спрогнозировать показатели (высота, скорость…), контрольные точки и значения показателей по маршруту (план)
3. Подняться в воздух, лететь по маршруту, сверяясь с заданными показателями (мониторинг и анализ)
4. При отклонениях показателей от заданных проводить корректирующие действия (проведение корректирующих мероприятий)
Отметим, что стратегия определяется миссией компании и видением компании, но в данном примере они определяются не пилотом.

Поскольку полет первый, то он, возможно, будет не таким эффективным, как хотелось бы. Необходимо провести серю полетов с целью определения оптимальных сбалансированных параметров полета (высота, скорость…) в разных условиях (нагрузка, внешние параметры…) обеспечивающих максимальный эффект.

Аналогичны и действия руководителя компании.
  1. Исходя из миссии компании и видения компании, руководитель должен определить стратегию компании, актуальные параметры и их метрики.
  2. Разработать план, реализующий выполнение принятой стратегии.
  3. Проводить мониторинг и анализ полученных результатов в ходе деятельности компании 
  4. При отклонениях измеренных показателей от заданных, проводить корректирующие действия
Ну и поскольку параметры были заданы априори, и могут отличаться от действительно требуемых, анализировать влияние параметров на финансовый результат и корректировать значения параметров.

Задачи очень сложные и не под силу ни руководителю компании, как правило, не являющимся специалистом в области современных концепций повышения эффективности бизнеса, ни консультантам, которые не знакомы со спецификой бизнеса компании. Только совместными усилиями можно решить эту задачу.

Подход нашей компании к параметрам и метрикам исходит из следующего. Собственнику бизнеса требуется: 
  • Получать прибыль
  • Максимально использовать имеющиеся ресурсы
  • Иметь гарантии стабильности бизнеса в ближней и дальней перспективе
А для этого нужна стратегия.
 
Как провозгласили основатели BSC Каплан и Нортон: «Сбалансированная система показателей эффективности предоставляет схему для перевода общей стратегии компании в термины операционного процесса:
  1. Четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных стратегических задач.
  2. Установить соответствие между стратегическими целями и показателями их достижения и проинформировать об этом все подразделения компании.
  3. Планировать, определять цели и стратегические инициативы.
  4. Расширять стратегическую обратную связь и информированность».
К сожалению, первый пункт система BSC не решает. И, как отмечают сами создатели: «Важнейшая задача при выборе конкретных показателей сбалансированной системы — определить те из них, которые наилучшим образом выражали бы стратегию компании». А как это сделать на практике, авторы не говорят. Это только концепция, но никак не методические рекомендации по повышению эффективности бизнеса компании.
 
Основной вопрос заключается в том, как определять требуемые показатели и их конкретные значения и, самое главное, как их использовать: "Сотрудники будут проявлять интерес к статистическим показателям деятельности, если премии будут привязаны к индивидуальным итоговым показателям. При этом возникает риск, что некоторые сотрудники попытаются манипулировать статистикой в целях получения личных выгод.
Вместо того, чтобы вести себя надлежащим образом, члены организации фокусируется только на тех действиях, которые «учитываются» в карте показателей, для того, чтобы извлечь наибольшую выгоду лично для себя" (Нильс-Горан Ольве. Баланс между стратегией и контролем). Все упирается в "человеческий фактор" и "Результаты внедрения концепции Каплана и Нортона в Северной Америке во многих случаях оказались хуже ожидаемых (в Канаде лишь 10% пользователей утверждают, что их сбалансированные системы показателей дают положительные результаты), а в Европе и Южной Америке – вообще неудовлетворительными" (Хьюберт К. Рамперсад. Индивидуальная сбалансированная система показателей).
 
При первой же попытке использования концепции BSC, нам от нее практически пришлось отказаться, наш подход (а заказчиком была поставлена задача разработки и внедрения системы BSC) опубликован в статье "Инновационный подход к сбалансированной системе показателей" (Журнал "Российское предпринимательство", июнь 2010 г. Вып.2.).

Используемый план совместных работ по определению ключевых показателей бизнеса и их метрик, а также их практического использования, был следующим. 
  1. Разработка стратегии предприятия: миссии, видения и стратегических целей и программ достижения этих целей (проектов).
  2. Разработка показателей программ и проектов (показателей достижения конечного результата) и их метрик и определения конкретных значений.
  3. Разработка показателей внутренней и внешней среды.
  4. Мониторинг внутренней и внешней среды, и анализ деятельности компании и конкурентов.
  5. Использование показателей конечного результата для оперативного управления и мотивации персонала. Использование показателей внутренней и внешней среды для корректировки стратегии (но не для мотивации!).
С тех пор прошло уже много времени, сейчас мы пользуемся системой мотивации, описанной в нашей статье "Мотивы человека и мотивация персонала" журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3 2017.  

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Экономическая эффективность. BSC (ССП) - система сбалансированных показателей"

21.12.2010 15:20  Ирина

А что можно сказать о сроках и затратах на создание системы сбалансированных показателей? И насколько она эффективна?

21.12.2010 18:17  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

      Система сбалансированных показателей является, пожалуй, самой сложной из систем менеджмента. И не технически, а идеологически. Это новая идеология, новая философия управления, стратегического управления по целям. Можно купить и поставить систему BSC, и ничего не изменится. Все будут работать по старому, в обход системы. Эту идеологию должен принять руководитель (собственник) предприятия и твердо ввести ее во все уровни управления.
      Поставить систему не сложно, только какую систему? Серьезные компании делают систему «под себя» ведь стоимость программирования лишь малая толика стоимости внедренной системы. Вдохнуть в систему жизнь, определить показатели вашего конкретного предприятия, поменять мировоззрение сотрудников, реально внедрить систему в деятельность предприятия, это задача многих месяцев. А основная стоимость, это стоимость рабочего времени ваших топ-менеджеров на определение показателей эффективности, стоимость рабочего времени ваших сотрудников на обучение и признание системы.
     Прежде чем приступать к этой работе надо провести серьезные консультации.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Экономическая эффективность. BSC (ССП) - система сбалансированных показателей", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 3 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее

26.10.2020 Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы ВИНИТИ РАН, 2020, № 44, 141 с.
В статье показана полная неадекватность управления по различным показателям эффективности. Показан единственно правильный путь повышения эффективности за счет ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021