А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
Журнал "Российское предпринимательство",
июнь 2010 г. Вып.2*
В ХХ в. был создан ряд различных концепций менеджмента, основанных на управлении по стратегическим целям. Основные из них:
- панель управления – (tableau de bord –1932);
- управление по целям (MBO – Management by Objectives) (Питер Ф. Друкер –1954 [1]);
- сбалансированная система показателей – BSC – Balanced Scorecard (Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон –1992 [2]).
Все эти концепции пересекаются и дополняют друг друга.
Ключевые моменты концепций менеджмента
Перечислим ключевые моменты, которые можно извлечь их этих концепций.
- Управление по стратегическим целям. От миссии и видения компании к стратегическим целям и планам.
- Введение как финансовых, так и нефинансовых измеримых метрик показателей эффективности деятельности.
- Структурирование показателей в определенных проекциях: «финансы», «клиенты», «внутренние процессы», «развитие и обучение». Вместо проекции развития, Мейсел (1994 [3]) определил проекцию человеческих ресурсов включающую: инновации, обучение и тренинги, интеллектуальные активы.
- Общее количество показателей 20–25.
- Установление причинно-следственных зависимостей показателей эффективности.
- Цель концепции:
–дать инструмент для эффективного управления компанией;
–стимулировать всех работников на выполнение стратегии компании.
К сожалению, все эти концепции определяют лишь общие подходы к созданию эффективной системы управления предприятием.
Много или мало 20–25 показателей? Для ежедневного мониторинга оперативной деятельности –слишком много, а для диагностики предприятия –слишком мало. Очевидно, это оптимально только для периодического контроля следования выбранной стратегии. Но этим управление предприятием далеко не ограничивается.
Многие показатели можно определить без особых проблем. Уровень подготовки персонала, например, можем измерить количеством часов, отводимых на обучение. Однако возникает вопрос, насколько эффективны будут эти отведенные часы? Как они скажутся на эффективности деятельности предприятия? Ведь основное –не сколько часов учить, а кого, чему и как учить.
Суть сбалансированности, провозглашенной в наименовании «BSC», практически нигде и не раскрывается. Тем более ничего не говорится об оптимальных параметрах, а ведь каждый из них должен иметь такое значение.
Инновации, ориентированные на клиента
С нашей точки зрения, к системе оценки эффективности деятельности предприятия должны быть предъявлены следующие дополнительные требования:
- система показателей должна быть иерархической. Высший уровень: не более 3-х основных показателей для того, что бы можно было видеть и постоянно отслеживать общее положение предприятия, своевременно обнаруживать отклонения в его деятельности. Самый нижний уровень: набор показателей, позволяющий обеспечивать корректирующие мероприятия;
- показатели и их оптимальные значения по возможности должны определяться самой системой.
Для того чтобы разобраться в новых предъявленных требованиях, рассмотрим, что является основой бизнеса. Эту задачу решил в своих многочисленных трудах Питер Друкер. В частности, он отметил [1], что все другие ресурсы (кроме человеческих) не определяют динамику самовозрастающих результатов, они подчиняются законам механики и их можно более или менее эффективно использовать, при этом результативный выход никогда не будет большим, чем сумма вводов в организационную систему.
Питер Друкер также говорил: «У любого предприятия две и только две функции: маркетинг и инновации. Только инновации и маркетинг производят результат, все остальное –издержки» [4]. Но маркетинг можно определить как постоянное воспроизводство инновационных товаров/услуг для обеспечения все возрастающих потребностей и ожиданий клиентов.
Таким образом, только инновации (как результат деятельности человека), ориентированные на клиента, дают экономический эффект:
- инновационные товары/услуги для обеспечения потребностей и ожиданий клиентов;
- инновации в производстве, управлении и всех других сферах деятельности предприятия, обеспечивающие эффективность его деятельности, сокращающие сроки выхода инноваций на рынок, снижающие их стоимость для клиента, и приносящие ему максимальное удовлетворение.
Поэтому основой любого бизнеса являются человеческие ресурсы и создаваемые ими инновации (ориентированные на клиента) –это два неразделимых и необходимых условия любого бизнеса:
- без человека нет инноваций;
- человек только тогда раскрывает свой потенциал, когда он создает инновации, в противном случае его может заменить машина.
В свою очередь инновацию можно разделить на две составляющие –инновационная идея (основа всего), и ее реализация: проектирование, производство (внутренние процессы предприятия).
_________________
*Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Росии.