О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности
Скачать статью (60)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Скачать статью (118)                 Читать статью

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Введение

В любом предприятии имеется организационная структура, различные положения, инструкции,  правила, регламенты бизнес-процессов и другие внутренние нормативные правовые акты регламентирующие организацию и деятельность персонала предприятия. Эти организационные документы имеют три основные категории [1 Авакимянц]:

  1. Документы, описывающие моральные и этические ценности членов коллектива (положения о корпоративной культуре и др.).
  2. Документы, определяющие организацию предприятия в статике (оргструктура, положения о подразделениях, должностные инструкции и др.).
  3. Документы, определяющие деятельность персонала в динамике (рабочие инструкции, регламенты бизнес-процессов, и др.).

Часть этих нормативных правовых актов обязательна для предприятия и задана внешними нормативными актами (Трудовой кодекс РФ, Постановлении Минтруда РФ, Письма Роструда РФ). А Гражданский кодекс РФ определяет право юридических лиц утверждать регулирующие корпоративные отношения иные внутренние документы предприятия, в которых могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица (ст. 52 ГК РФ). Назначение обязательных документов — это контроль (штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка — ПВТР) и защита прав персонала (должностные инструкции). Основное же назначение всех организационных документов — это повышение эффективности деятельности предприятия.

Принципы разработки эффективной организационной документации

Самое основное при разработке организационной документации — это необходимость учета того, что «правила, предписывающие определенное поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [2 Грейф]. И разработка и утверждение любых организационных документов еще не означает что персонал будет следовать им в своей повседневной деятельности. Цель любого человека в предприятии — это получение максимальной личной «прибыли» [3], которая определяется человеком как «приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [4, с. 41]. Введение любого организационного документа изменяет выгоды и издержки человека при следовании положениям этого документа. Поэтому если следование этому документу будет повышать выгоды и снижать издержки (точнее повышать их разницу — «прибыль» человека) эти положения будут исполняться. Более того, они войдут в неформальную организацию как человека, так и всего коллектива, — в организационную культуру. Если же будут уменьшать, то никто не будет следовать таким положениям. И любое предприятие, для того, чтобы положения исполнялись, должно вводить санкции за отклонения — «запретительные издержки»1 — при обнаружении отклонений создавать человеку нематериальные (устные или письменные взыскания, снижение лояльности, и др.) или материальные (снижение премий, отсрочка повышений, и др.) издержки снижающие личную прибыль человека. Только необходимо учесть, что обнаруживать отклонения можно только с некоторой вероятностью и это вероятность может быть очень малой, и «к соблюдению некоторых правил невозможно принудить, так как никто не может наблюдать за процессом их функционирования» [5, с. 80].

Таким образом разработка организационной документации должна исходить из того, что организационные документы:

  1. Должны обеспечивать повышение выгод и/или снижение издержек человека при следовании им положениям документа.
  2. Если следование приводит к издержкам, но контролируемо, необходимо вводить санкции при которых человеку будет уже не выгодно допускать отклонения. Или дополнительные компенсирующие выгоды при следовании им положениям документации. Понимая, что как только санкции или компенсирующие выгоды прекратятся — прекратится и следование персонала положениям этих документов.
  3. Если следование документам не приводит к выгодам или издержкам персонала, то персоналу необходимы издержки на изучение и освоение положений документации и они должны быть скомпенсированы.
  4. Если же следование приводит к издержкам, но само по себе неконтролируемо, то выпуск таких документов не только бесполезен, но и вреден — коллектив будет понимать, что положениям организационных документов можно и не следовать.

В первом случае такая документация будет «самовнедряемой документацией» [6; 7]. Во втором — условно «самовнедряемой документацией», самовнедряемой только на время действия санкций или компенсирующих выгод. В четвертом случае — невнедряемой и бесполезной, даже вредной. Во всех случаях преимущества следования новой документации могут не очевидны, необходимо предварительная разъяснительная работа [7].
Заключение

Наша компания занимается разработкой всех видов организационной документации более десяти лет. Первоначально у нас были проблемы с тем, что самые эффективные с точки зрения предприятия документы, разработанные по установкам руководства и одобренные руководством, на практике не работали. Положение изменилось, когда и мы, и руководство, поняли, что положения организационной документации должны соответствовать и интересам предприятия, и интересам персонала. Если же это невозможно и следование положениям организационной документации (ориентированным на цели предприятия) несет издержки персоналу и невыгодно ему, необходима разработка дополнительных положений по мотивации персонала следованию этим документам: санкциям за отклонения от положений документов или премий за отсутствие отклонений (последнее более эффективно). Это необходимо например для повышения качества продукции, повышение которого всегда требует дополнительных издержек труда, что отмечал еще Фредерик Тейлор давая дополнительные выгоды за более качественную продукцию [8].

Для более подробной информации по принципам разработки организационной документации и заказу разработки организационной структуры, необходимых положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов, достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.

_________________________

1 Термин лауреата Нобелевской премии 2007 года по экономике Л. Гурвица.

Список литературы

Авакимянц Т.В., Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Организация предприятия и система организационно-правовых документов // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 3.

Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. – М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

Грейф А. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.

Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS – 1993. – № 1. – С. 24-40.

Остром Э. Управляя общим: эволюция институтов коллективной деятельности. – М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010.

Жемчугов, М.К. Жемчугов А.М. Эффективная организация и ее организационная документация, 2019. Электронный ресурс: https://corpsys.ru/articles/organization/effective-organization-documentation.aspx

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и развития предприятия. Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41, 77 с.

Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Последние вопросы, ответы, комментарии к статьям сайта
18.09.2021 12:32   Ярослав   Статья: Цель предприятия и стратегия ее достижения

Как обеспечить согласование личных и командных целей?


18.09.2021 15:34   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Цель предприятия и стратегия ее достижения

Наилучшее согласование личных и командных целей - это коллегиальное целеполагание с предварительным распределением предвидимого результата.
Ограниченное согласование личных и командных целей - это директивное целеполагание с предварительным распределением предвидимого результата.


19.09.2021 22:13   Василиса   Статья: Экономический человек и социальный человек

Экономическое поведение социального человека?



Наши новые статьи

26.07.2021 Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности Деп. в ВИНИТИ РАН 26.07.2021, № 43-В2021
Вопросы механизмов деятельности и управления предприятием, эффективности деятельности, рассматривались классиками с самого зарождения капитализма, а в научном ... далее

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021