Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" №5 2014 г. с.75-80
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Аннотация
Анализируются основные концептуальные постулаты военной стратегии, которые впервые были сформулированы в середине ХIХ века. Исследуются также выводы различных наук – психологии, экономики, управления, которые совместно с постулатами военной стратегии определяют современный менеджмент.
ключевые слова: цель, стратегия, миссия, видение, структура, моральные факторы.
- Стратегия управления – взаимоувязанная обеспеченная ресурсами программа действий по достижению поставленной отдаленной цели на разных уровнях иерархии с разными временными горизонтами
- Современная концепция менеджмента в условиях динамичной среды ставит вопросы делегирования полномочий и децентрализации, координации и горизонтального управления на первое место
- Теория фирмы ориентирует на индивиды, реализующие свои интересы, при этом внимание переносится с характеристик фирм как целостных объектов (систем) на характеристики входящих в них индивидов и их взаимодействий
Военная стратегия известна с VI−V веков д.н.э., в то время как стратегия в других социальных сферах не насчитывает и ста лет. Исходные концептуальные основы понятия стратегии в целом базируются именно на проверенной веками военной стратегии, но существенно выходят за ее рамки.
Рассмотрим аналогии, которые можно провести между военной стратегией и стратегией предприятия.
Первое полное и развернутое определение стратегии было дано Карлом фон Клаузевицем в 1834 г. в его трактате «О войне». Центральным понятием, пронизывающим все его сочинение, является понятие цели. Причем, в первую очередь, не военной цели, а политической цели государства, «война же только средство, и никогда нельзя мыслить средство без цели» [1, с.56]. При этом «стратегия … должна поставить военным действиям в целом такую цель, которая соответствовала бы смыслу войны. Она составляет план войны и связывает с поставленной военным действиям целью ряд тех действий, которые должны привести к ее достижению» [там же, с. 188].
Точно также и предприятие является средством для достижения цели собственника (в том числе, государства), а стратегия предприятия предусматривает ряд действий, которые должны привести к достижению этой цели.
Как нам представляется, конечная цель любой социальной организации –развитие, превосходство и власть. Это, по определению Альфреда Адлера, фиктивная цель, не поддающаяся измерению, не имеющая реального существования. Но она формирует и руководит нашими действиями и поведением, заставляет наш ум заглядывать вперед и совершенствоваться [2]. Любое государство, любая социальная организация стремится развиваться, превзойти окружение, получить власть. Эта цель исходно заложена в природе, без нее не было бы эволюции, не было бы современного мира, не было бы и человека в нем. В контексте менеджмента предприятия эта цель показывает, какие социально-экономические результаты должны быть достигнуты.