Коммерческое предложение консалтинговых услуг
Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия
Эффективная система мотивации персонала
Наш договор консалтинга
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия
Семинары и тренинги "Развитие организации"
Коммерческое предложение по разработке организационной документации
Методика развития организации ВПМ
Парадигма предприятия СТОО
Некоторые наши публикации
Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»
Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»
Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»
Основные публикации
|
|
06.06.2014 Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
В трактате Клаузевица стратегия и тактика характеризуются в различных ситуациях, но общие определения этих двух понятий отсутствуют. Возможно потому, что общее определение стратегии можно дать только совместно с тактикой, так как без нее стратегия не имеет смысла.
Стратегия в военном деле предполагает, что ее верхний уровень охватывает всю кампанию, месяцы и годы ее проведения, а самый нижний (тактический) – одну операцию, буквально несколько дней, а то и часов. При этом «стратегия использует результат (боя) так, как то представляется возможным в соответствии с целью войны» [1, с. 214]. После получения результатов каждого отдельного боя стратегия в случае необходимости корректирует намеченный ход военных действий и развивает их далее − намечает дальнейшие бои, разрабатывает следующие отдельные операции. И так до окончания всей войны.
Аналогично обстоит дело и в управлении предприятием.
Стратегия в менеджменте – взаимоувязанная обеспеченная ресурсами программа действий по достижению поставленной отдаленной цели на разных уровнях иерархии с разными временными горизонтами, с постоянным продвижением краткосрочных планов нижних уровней и коррекцией долгосрочных планов верхних уровней в зависимости от условий и хода достижения фактических результатов на нижних уровнях.
В военной области «первоначальные политические намерения подвергаются в течение войны значительным изменениям и, в конце концов, могут сделаться совершенно иными именно потому, что они определяются достигнутыми успехами (боев) и их вероятными последствиями» [1, с. 63].
Аналогично, в любой организации, если заданные частные результаты не достигаются, стратегические цели и программы деятельности организации пересматриваются.
Однако поставить социально-экономическую цель предприятия не достаточно. Надо иметь видение того продукта, который позволит достичь эту цель, видение самого предприятия (его структуры, средств производства и т.д.), способного одновременно с выпуском текущей продукции создавать и выпускать новые продукты. Причем необходимо видение и на ближнюю, и на дальнюю перспективу [3].
Только имея такое видение, можно ставить структурным подразделениям предприятия частные цели:
- выпуск продукции;
- создание новой продукции;
- развитие и продвижение предприятия.
Стратегии предприятия имеют несколько уровней (см. таблицу).
УРОВНИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Стратегия общего целеполагания
Социально-экономические цели на ближнюю и дальнюю перспективу. |
2. Общая стратегия
Социально-экономические цели по направлениям деятельности.
Баланс производства, исследований, развития и других возможных направлений. |
3. Предметная стратегия (определение предметов деятельности) |
3.1. Производство
Номенклатура и объемы производства. |
3.2. Новые продукты
Номенклатура и потребительские свойства. |
3.3. Развитие
Номенклатура по новым средствам и методам развития. |
4. Техническая стратегия (определение каждого предмета деятельности) |
4.1. Производство
Взаимоувязанные планы по каждому продукту. |
4.2. Новые продукты
Производственная документация по каждому продукту |
4.3. Развитие
Организационная документация.
Средства производства. |
5. Производство и реализация (внедрение) каждого предмета деятельности − тактика |
5.1. Производство
Производство. Реализация каждого продукта. |
5.2. Новые продукты Постановка документации на учет. Опытное производство. Испытания каждого продукта |
5.3. Развитие
Постановка документации на учет. Ввод в эксплуатацию. Внедрение. |
Источник: составлено авторами.
На первом уровне стратегии предприятия принимаются решения по результатам деятельности и прогнозам, поступающим с нижних уровней. Все остальные уровни предусматривают, во-первых, передачу прогнозов, результатов на верхний уровень и, во-вторых, принятие решений по прогнозам, результатам с нижних уровней. Каждый верхний уровень передает на нижний требуемые социально-экономические результаты в заданной «мере», каждый нижний передает на верхний соответствующие прогнозы и результаты в заданной «мере».
В приведенной таблице первые два уровня – это уровни постановки целей предприятия; третий уровень – аналог «ведения войны в целом»; четвертый уровень – аналог «ведения крупномасштабных операций», пятый уровень – тактика. Отметим, что любой из отмеченных уровней может иметь и внутреннюю иерархическую структуру.
На нижнем стратегическом (четвертом) и верхнем тактическом (пятом) уровнях этой структуры нет четкого разделения на стратегию и тактику.
Второй, третий и четвертый стратегические уровни во многом определяют организационную структуру предприятия.
__________________ Версия для печати
Отзывы, комментарии и вопросы по статье: "Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы"
Стр. << 1 2
09.11.2016 17:10 Валентин
В чем заключается стратегия компании?
| 09.11.2016 18:33 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Любая стратегия заключается в достижении поставленной цели. Без цели стратегии не может и быть.
Разработка стратегии в менеджменте включает:
- Разработку взаимоувязанной системы стратегических целей, обеспечивающих достижение поставленной цели предприятия.
- Определение политик (норм и принципов) достижения поставленных целей.
- Разработку программ мероприятий по достижению поставленных целей, не выходящих за рамки принятых политик.
| 15.01.2017 19:40 Вика
Что такое частные стратегии?
| 16.01.2017 0:39 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Стратегия предприятия в целом включает декомпозицию цели предприятия на систему частных целей (как правило задаваемых структурным подразделениям), достижение которых, в совокупности, и обеспечивает достижение цели предприятия. А частные стратегии обеспечивают достижение этих частных целей.
| 01.03.2018 14:21 Валерия
Что такое иррациональность в организации?
| 01.03.2018 16:26 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Под иррациональностью в менеджменте понимают цели и деятельность, противоречащую целям организации. В первую очередь – это деятельность, при которой руководители и сотрудники достигают свои личные цели за счет организации и с ущербом для организации.
К сожалению такую деятельность невозможно ликвидировать никакими приказами и санкциями. Как показали Оливер Харт и Бенгт Хольстрём, получившие Нобелевскую премию 2016 года по экономике "за их вклад в развитие теории контрактов", существенное снижение иррациональности можно достичь только правильным заключением контрактов с руководителями и сотрудниками, контрактов, обеспечивающих баланс интересов сторон контракта.
| Стр. << 1 2
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Последние новости
Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление" Можно ли рассматривать развитие организационной культуры предприятия как элемента системы стратегического управления?
|
Элементы системы стратегического управления - это участники деятельности - собственник, руководитель предприятия, топ-менеджеры …
Система стратегического управления - это долгосрочная программа деятельности в условиях неопределенности внешней и внутренней среды. Эта программа включает различные проекты: создания новой продукции, внедрения новых технологий и средств производства, производства и реализации продукции, развития институциональной среды, включающей и вопросы развития организационной культуры.
Таким образом, развитие организационной культуры предприятия - это один из проектов системы стратегического управления.
|
Наши новые статьи 21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 17.01.2019 г. Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г. Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее
21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г. В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее
09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018 Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее
06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г. В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее
|
|