Повышение эффективности деятельности предприятия
Повышение эффективности деятельности предприятия
Эффективность наших российских предприятий в среднем в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. И это говорит о большом потенциале наших предприятий, необходимо только найти сами пути повышения эффективности. И они в научном плане ищутся уже более 100 лет - начиная с трудов Фредерика Тейлора. С тех пор исследования этой проблемы не прекращаются. Это различные теории мотивации (стимулирования). Только именно в этом Дуглас Норт основную причину проблем наших предприятия: «Бурная история России с начала 1990-х годов служит еще одним отрезвляющим примером того, как трудно создать новые работоспособные институциональные рамки. … Экономисты цепляются за теоретические построения, созданные применительно к развитым экономикам родом из XIX века, основные проблемы которых связаны с распределением ресурсов. Эта теория, которую экономисты настойчиво пытаются применять к фундаментальным проблемам развития, просто не годится для решения вопросов, поставленных в настоящем исследовании » [Норт, 2010, с. 241].
Стимулирование, как «научная организация труда» Фредерика Тейлора в свое время показала свои высокие результаты, только, как отметил сам Тейлор, она «применительно к очень элементарному виду труда» [Тейлор, 1991]. И как только стал доминировать интеллектуальный труд, а это 80-е годы XX века – начала перехода нашей страны на капиталистические рельсы, когда страна в попытках повышения эффективности стала переходить уже на контрпродуктивное материальное стимулирование труда. Как только мы начинаем стимулирование по измеримым показателям деятельности — начинается дисфункциональное поведение персонала: ориентация персонала на мотивируемые факторы в ущерб немотивируемым, а соответственно и результатам предприятия [Hart, Holmström].
С другой стороны и различные методы организации деятельности, управления (создания институтов) также не давали повышения эффективности. Начинаем вводить различные нормы, правила (регламенты), но «правила, предписывающие определённое поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф, с. 55]. Вводим стратегическое управление, но «Уолтер Кичел, автор многих статей на тему стратегий в журнале Fortune, однажды указал на тот факт, что только 10% сформулированных стратегий действительно реализуются на практике (цифра, которую Том Питерс назвал «чрезмерно раздутой»)» [Минцберг и др., с. 166].
Причины здесь две. Во-первых, отдельные регламенты не только не дают ожидаемого повышения эффективности, а могут приводить и к ее снижению [Норт, 2010]. Необходима единая система регламентов [Норт, 2010; Барнард, 2009; Остром, 2010; и др.]. Во-вторых, вопросы повышения эффективности деятельности персонала лежат не только в области экономики, а назодятся в сфере целого ряда наук, от биологии, до психики; от антропологии, до философии. Необходимы мультидисциплинарные и трансдисциплинарные методы [Мокий, 2015; Клейнер, 2019, с. 44–45; Антропов и др., 2022, с. 294]. Еще Рассел Акофф и Фредерик Эмери писали: «Человеческое поведение изучается психологами, социальными психологами, антропологами, социологами, специалистами по поли-тическим наукам, психиаторами, философами и другими, причем внут¬ри каждой дисциплины бывают столь же разные и непримиримые точки зрения, как и у разных дисциплин. Например, некоторые психологи изучают только одно из таких явлений, как восприятие, пред¬ставление, склонность, установка, обучение, общение. Большинство психологов почти или вовсе не стремятся связать свою работу с иссле¬дованиями других ученых вне области их специализации, даже если речь идет о представителях той же науки. В результате вместо цельного представления о человеческом поведении наши знания о нем предстают в виде очень большого числа очень узких отрывочных сведений» [Акофф, Эмери, 1974, с. 16-17]. И, в-третьих, существует минимальная необходимая и достаточная система взаимозависимых структурных элементов действия как концепций/понятий (регламентов), которые в сжатой форме (как и ДНК человека [Honold, Robert, 2002; Асаул, Чегайдак, 2012]) определяют деятельность предприятия и его результаты [Honold, Robert, 2002; Асаул, Чегайдак, 2012; Парсонс, 2002; Леонтьев, 1977; Ефимов, 2015].
Отмеченные институциональные положения при их системном анализе, проведенном в нашем мультидисциплионарном системном исследовании «Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III)» PDF (369 стр. 816 цитированных источников в различных дисциплинах, определяющих производственную деятельность человека) и позволили нам определить пути создания эффективной организации предприятия. Они изложены в нашей статье «Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика» (доработанное краткое описание методики по главе VII Гайд III)» PDF (2024).
Результат работ по этой методике заключается в формировании в компании строгой вертикали власти, базирующейся на ключевых положениях собственника, и свободе, самоорганизации, коллектива в рамках этих ключевых положений: «все, что не запрещено – разрешено». Только такой подход позволяет создавать организацию с единством интересов собственника и коллектива – организацию с максимально возможной эффективностью деятельности. Она обеспечивает:
-
Вертикаль власти предприятия, направленная на достижение цели предприятия при свободе самоорганизации коллектива в рамках принятых регламентов.
-
Принятые организационную структуры и систему бизнес-процессов предприятия. Согласованные положения о структурных подразделениях и должностные инструкции. Полный комплект организационной документации.
-
Стабильность, логичность и прозрачность деятельности компании. Возможность создания ИТ-Панели управления предприятием, показывающей текущие и прогнозируемые результаты, возникающие проблемы, с возможностью прослеживания их по всей иерархии предприятия.
-
Эффективную адаптацию предприятия к непредсказуемым изменениям среды
При этом регламенты и степень их детальности (ограничений свобод) определяются руководителями предприятия под свое предприятие, исходя из ситуации в его сфере деятельности.
Наши услуги и цены.
Для более подробной информации по организации и повышению эффективности деятельности предприятия, а также заказу консалтинговых услуг по обеспечению максимальной эффективности предприятия при минимальной их стоимости, достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.
_____________________________
Литература
Акофф Р., Эмери Ф. 1974. О целеустремленных системах. М.: Советское радио.
Асаул А.Н., Чегайдак А.П. 2011. Организация как живая система: индивидуальный // Экономическое возрождение России. № 2(28). С. 44–53.
Грейф А. 2018. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.
Ефимов В.М. 2015b. Институциональный подход в экономической науке и к экономической науке. Часть II // Журнал институциональных исследований. Том 7, No 3. С. 6–59.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2024. Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с.
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2024. Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
Леонтьев А.Н. 1977. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977 г.
Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. 2013. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям менеджмента.
Мокий В.С. 2015. Систематизация и интеграция дисциплинарных знаний в трансдисциплинарном исследовании // Universum: общественные науки. No 6(16). С. 8.
Норт Д. 2010. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики.
Парсонс Т. 2002a. О социальных системах. М.: Академический проект.
Тейлор Ф. У. 1991. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг.
Hart O.D., Holmström B. 2016. Contract theory. Scientic background on the Sveriges Riksbank Prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. The Royal Swedish Academy of Sciences. Stockholm, Sweden. URL: https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advanced-economicsciences2016.pdf.
Honold L., Robert J. 2002. Silverman. Organizational DNA: diagnosing your organization for increased effectiveness, Davies-Black Publishing.