Анализ и экспресс-анализ деятельности предприятия
Проведение полноценного консалтингового проекта с внедрением разработанных принципов и организационных документов даже для среднего предприятия (150–250 человек) занимает порядка 9–12 месяцев (внедрение завершается формированием коллектива с новой корпоративной культурой – культурой, обеспечивающей общность интересов собственника, руководства, коллективов структурных подразделений), и может иметь стоимость более миллиона рублей. Вкладываться в такую разработку можно только четко осознавая, какие результаты для предприятия даст консалтинговый проект, какие ресурсы он потребует от предприятия (кроме стоимости самого проекта). И четко понимая возможности консалтинговой компании, проводящей проект. Но такой анализ — это не просто наблюдение за текущей деятельностью предприятия.
Как отмечал Дуглас Норт: «Мы должны знать, откуда мы движемся, чтобы представлять себе, куда мы можем прийти. Понимание культурного наследия общества — необходимое условие для осуществления «выполнимых» перемен» [Норт, 2010, с. 234-235]. Это положение было развито В.М. Ефимовым [Ефимов, 2015a; Ефимов, 2015b] на базе трудов ряда экономистов-институционалистов начиная от Густава фон Шмоллера и Джона Коммонса. Он отмечал, что она исследуемая система не отделена от исследователя и образует с ним экспериментальную ситуацию, а не рабочую. И, если исследователи хотят стать объективными, они должны найти такую редчайшую, ценную, локальную, чудесную ситуацию, в которой сумеют сделать предмет максимально естественным. В этом исследовании необходимы не столько количественные, сколько качественные методы исследования, среди которых центральное место занимают глубокое интервью и исследование действием с возможностью системы «возражать» исследователю, проявлять себя. Результатом является «насыщенное описание» в котором исследователь «формирует концепции/понятия, которые в сжатой форме отражают изучаемое явление и, образовав связную систему, дают исследователю понимание этого явления» [Ефимов, 2015b, с. 22]. В противном случае изучаемая система, движимая инстинктом сохранения, будет предоставлять исследователю ту информацию, которая будет выгодна ей, и скрывать ту, которая невыгодна.
Такой и только такой подход позволяют выявить суть предприятия как социальной системы и описать ее в виде сжатых концепций/понятий — ключевых положений этой системы. Выявить возможности и пути повышения ее эффективности с точки зрения целей предприятия поставленных собственником. Ведь «большую часть людей очень трудно заставить применять новые приемы, которые они сами не проверили со всех сторон и применение которых не показало бы в течение долгого времени, что в них нет скрытых недостатков» [Петти, 1940 с. 60]. И всегда возникает «противодействие, которое оказывает социальная среда попыткам каждого, кто намеревается внести новое вообще или новое в экономике в частности. ... Более того, осмелившийся может подвергнуться обструкции, и, наконец, ему могут силой помешать реализовать свои намерения и повести на него прямую атаку» [Шумпетер, 1982].
Таким образом, необходим не просто анализ деятельности предприятия и определение необходимых изменений (инноваций) обеспечивающих максимальную эффективность после их проведения, а и определение неизбежного сопротивления социальной системы этим инновациям, неизбежных издержек при их введении, что снижает эффект этих инноваций [Пригожин, 2017]. Может даже свести их на нет — ведь и Йозефа Шумпетер, и другие теоретики и практики отмечали, что все инновации связаны с риском. И именно положения анализа В.М. Ефимова позволяют минимизировать этот риск. Выявить изменения, внедрение которых принесет предприятию максимальные результаты с учетом издержек при проведении изменений.
Цель анализа деятельности предприятия: во-первых, выявить сложившуюся культуру и организацию предприятия «как есть». Во-вторых, после проведения необходимого семинара по наиболее эффективной организации предприятия Заказчика, после обсуждения необходимых организации результатов с Собственником, руководителями и рядовыми сотрудниками (не на общем семинару, а семинарах рководящих и рабочих групп) — выявить возможную его организации «как должно быть» на всех уровнях иерархии, а также достигаемые при этом результаты предприятия, выявить и реальные пути достижения организации «как должно быть» с учетом сложившейся культуры и реалий предприятия. Определение видения предприятия Заказчика, обеспечивающего максимально достижимую эффективность его деятельности. Разработка предложений по организации предприятия и проведению необходимых изменений, согласованию ее с Собственником и руководителями.
Основной принцип проведения анализа деятельности предприятия и наших последующих услуг: ориентация на обеспечение общности целей и интересов собственника и коллектива, каждого руководителя и членов его подразделения — комплексная всеохватывающая организация деятельности — оптимизация оргструктуры, бизнес-процессов, организационной документации, систем мотивации, стратегического учета, и др. На внедрение такой организации в реальную деятельность предприятия. При этом отметим, что сама организационная документация ничего не значит и не имеет никакой ценности без ее внедрения [Пригожин, 2017].
Результат анализа деятельности предприятия: Конкретные предвидимые результаты предприятия и средства их достижения, необходимая корпоративная культура предприятия, согласованная требуемая организация предприятия, которые обеспечивают его максимально достижимую эффективность, достижимые таким предприятием результаты.
Методика проведения такого анализа, как и самлй организации деятельности предприятия описана в нашей статье «Организация предприятия, обеспечивающая максимально достижимую эффективность: единая рекурсивная практическая методика» PDF , (краткая версия статьи PDF (краткая версия статьи PDF ). А базовые положения методики найдены нами в ходе более чем 15-летнего проведения практических консалтинговых проектос с параллельным проведением теоретических исследований.Они опубликованы в более чем в 90 статьях в наших ведущих журналах «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы Теории и практики управления», «Мотивация персонала и оплата труда», многих других. На них имеется более 600 ссылок других авторов, решающих данную проблему.
Срок проведения анализа для малого, среднего, крупного, предприятия: 2–3, 3–5, >5, рабочих дней.
Стоимость без командировочных расходов для малого предприятия (до 100 человек) – 60–120 тыс. руб.; для среднего предприятия (100–250 человек) 120–240 тыс. руб.; для крупного (свыше 250 человек) от 240 тыс. руб.; без НДС (УСН).
Нами может проводиться и экспресс-анализ деятельности предприятия. Его сроки и стоимость примерно вдвое ниже, чем для полного анализа. При этом оценки результатов достаточно для определения необходимости проведения полного консалтингового проекта, его стоимости, трудозатрат руководителей самого предприятия на проведение проекта – консалтинговый проект всегда проводится консультантами совместно со специалистами предприятия. Консультанты имеют необходимые компетенции в плане методик проведения организации (реорганизации) предприятия (разработки и проведения необходимых изменений); специалисты – в плане бизнеса и реальной деятельности соего предприятия.
Для более подробной информации по анализу и экспресс-анализу деятельности предприятия, и другим нашим услугам достаточно позвонить по телефону
8 (495) 998-85-99 (
Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес
info@corpsys.ru.
Редакция 2023 года
Все наши основные консалтинговые услуги и их стоимость
__________________
Версия для печати