О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
30.11.2017

Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.
Менеджмент сегодня, №3, 2017

В статье раскрывается структура управления организацией, охватывающая систему постановки целей развития и производства, а также системы стратегического управления революционным развитием организации и классического стратегического управления. Обозначен источник оппортунизма, описаны пути его преодоления, циклы развития, процессы и модели целеполагания и стратегического управления.

ВВЕДЕНИЕ

Очевидно, что для развития организации необходимы не только эволюционные, но и революционные изменения: Фредерик Тейлор более ста лет назад писал, что высокие результаты получаются «в силу замены одной системы основных принципов совершенно другой их системой, в силу замены определенной философии управления промышленным предприятием совершенно отличной его философией» [41, с. 83]. Без периодических революционных изменений организация просто погибнет [1, 9].

В то же время многие признают управление изменениями принципиально невозможным. Джим Клеммер писал: «Менеджмент перемен — это оксюморон... изменениями нельзя управлять» [34, с. 269]. Генри Минцберг даже отмечал, что словосочетание «управляемые изменения» «остроумно глупо» и «перемены не могут быть «управляемыми», по крайней мере если это слово применяется в значении «принуждение» [34, с. 268]. По мнению Джона Коттера, проведение изменений относится к сфере лидерства, а не менеджмента и изменения должны разрабатываться и проводиться неформально под руководством лидера [29]. Однако с этими положениями можно согласиться лишь частично: без четкого управления невозможно обеспечить достижение намеченной цели, кроме того, «управление изменениями требует разработки своей стратегии» [42, с. 102]. Разработка стратегии может исходить только из поставленной цели, но «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [35, с. 76].

То, что «стратегическое управление и управление организационными изменениями — это смежные науки об управлении» [11, с. 81], отмечают и отечественные авторы. По нашему мнению, это два взаимосвязанных раздела менеджмента [21].

В настоящей статье показано решение вопросов теории организационных целей, разработки стратегии развития и стратегического управления как при эволюционном развитии, так и при революционном. Некоторые затронутые здесь вопросы, например относящиеся к трансформации культуры, подробнее рассмотрены в нашей статье «Полная модель управления организацией» [25].

СОДЕРЖАНИЕ

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема главной цели организации

Четыре категории целей организации

Два дерева целей организации: эволюционного и революционного развития

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Система целеполагания в естественных организациях

Система целеполагания в больших естественных организациях

Проблемы целеполагания в искусственных организациях и их разрешение

Цикл развития организации

Стратегическое управление революционным и эволюционным развитием

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 48 источников

Рисунки - 5

Целеполагание и стратегическое управление развитием организации // Менеджмент сегодня. - 2017. - №3

Аннотация новой статьи 2021 года: "Система стратегического управления организацией".
Понятие стратегии в менеджменте впервые было определено еще Альфредом Чандлером в 1962 годуТем не менее, и стратегия, и стратегическое управление организацией в основном остается в рамках научных статей и монографий. Основная причина этого в том, что в капиталистическом предприятии интересы собственника и наемного руководства, управляющего предприятием, противоположны. Стратегия собственника направлена на его личные интересы, в которые входит развитие его собственного предприятия. В личные же интересы наемного персонала входит его личное развитие, и даже с нанесением ущерба предприятию. Соответственно только 10% сформулированных стратегий реализуются организациями на практике (цифра, которую Том Питерс назвал «чрезмерно раздутой»!). Предлагаемая статья, на базе наших предыдущих с анализом и развитием трудов классиков экономики и социологии, лауреатов Нобелевских премий по экономике, показывает что это и возможно, и необходимо.

                                                                            >> Единство и борьба противоположностей в развитии организации

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Целеполагание и стратегическое управление развитием организации"

31.10.2017 17:26  А.Игнатьев

Постоянно изучаю ваши статьи (именно изучаю - они не относятся к популярной литературе), но дал только один отзыв: на статью "Менеджмент сегодня и завтра. Теория и практика", отметив ее как "первую стоящую российскую статью по менеджменту". Только я думал, что в ней вы дошли до своего потолка, а оказалось, что нет. Эта статья еще более стоящая (нашел ее в Ленинке). Интересно, будет ли и дальнейшее развитие?

01.11.2017 9:56  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Введенные нами три концептуальные основы эффективного развития предприятия, такие как:
  • парадигма СТОО (Социально-трудовые Отношения – Организация),
  • методика ВПМ (Видение – Парадигма – Модель),
  • гетерархическая организация процесса целеполагания,
остаются неизменными.
Но в начале следующего года выйдут две новые статьи с обоснованием их высокой эффективности и более практическим уклоном.


20.04.2019 17:29  Олег К.

Цели отдела развития компании?

20.04.2019 20:46  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

И теория менеджмента, и наша практика, говорят о том, что такого структурного подразделения, как отдел развития, в компании не должно быть. А если он есть - то это только тормоз в развитии компании.

Джон Коттер, автор 8-ми шаговой модели проведения организационных изменений, писал, что привлечение к проведению изменений отделов HR, стратегического планирования, качества, неприемлемо [Kotter John P. Leading Change: Why Transformation Efforts Fail]. Тоже отмечал и Игорь Ансофф [Стратегическое управление]: эти подразделения проектируют изменения так, чтобы они удовлетворяли потребности высшего руководства, пренебрегая нуждами других уровней управления. А Ларри Грейнер, автор 6-ми шаговой модели проведения изменений, отмечал необходимость привлечения независимых внешних консультантов [Greiner L.E. Patterns of organization change].

Определение направления развития компании, стратегии развития, возможно только совместными усилиями высшего руководства компании с привлечением ведущих специалистов компании, независимых внешних консультантов. Но никак не выделенным бюрократическим подразделением.

07.09.2020 15:32  Анастасия

Как влияет оргкультура на стратегические цели?

07.09.2020 18:11  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Организационная культура коллектива может быть направлена на достижение целей самого коллектива, а может на достижение целей предприятия (такую культуру называют корпоративной). Понятно, что во втором случае предприятие может ставить и достигать существенно более высоких стратегических целей.

16.03.2021 21:03  Леонид

Является ли социальная организация объектом и целеполаганием общества?

17.03.2021 8:03  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Даже человек не является объектом управления и целеполагания. В системе руководитель-подчиненный обе стороны являются субъектами взаимодействия. Как руководитель управляет и ставит цели подчиненному, так и подчиненный управляет и ставит цели руководителю. Это четко показал еще Честер Барнард. Руководитель управляет направлением деятельности подчиненного (координацией совместной деятельности), а подчиненный трудоемкостью и квалификацией заданий. Только их взаимодействие определяет цели, устанавливаемые руководителем подчиненному.
Еще в большей степени это относится к управлению социальными организациями (в т.ч., структурными подразделениями предприятий).


11.08.2021 10:32  Василий

Существуют ли альтернативы стратегическому управлению?

11.08.2021 12:29  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Альтернатива стратегическому управлению - это оперативное управление, или так называемая "текучка". Собственно и большинство компаний, провозглашающих что у них действует стратегической управление, на самом деле имеют только видимость такого управления. Так «Уолтер Кичел, автор многих статей на тему стратегий в журнале Fortune, однажды указал на тот факт, что только 10% сформулированных стратегий действительно реализуются на практике (цифра, которую Том Питерс назвал “чрезмерно раздутой”)» [Минцберг и др., 2013, с. 166]. Это происходит тогда, когда на сформулированную стратегию или просто не обращают внимания - идет обычная "текучка", или она постоянно корректируется под текущую ситуацию, а это также "текучка".
Авнер Грейф пишет: «Правила, предписывающие определенное поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф, 2018, с. 55]. Точно также и со стратегией.
_______________
Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. 2013. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям менеджмента. М.: Альпина Паблишер.
Грейф А. 2018. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Целеполагание и стратегическое управление развитием организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности
Скачать статью (60)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Скачать статью (118)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

26.07.2021 Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности Деп. в ВИНИТИ РАН 26.07.2021, № 43-В2021
Вопросы механизмов деятельности и управления предприятием, эффективности деятельности, рассматривались классиками с самого зарождения капитализма, а в научном ... далее

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021