Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.
Менеджмент сегодня, №3, 2017
В статье раскрывается структура управления организацией, охватывающая систему постановки целей развития и производства, а также системы стратегического управления революционным развитием организации и классического стратегического управления. Обозначен источник оппортунизма, описаны пути его преодоления, циклы развития, процессы и модели целеполагания и стратегического управления.
ВВЕДЕНИЕ
Очевидно, что для развития организации необходимы не только эволюционные, но и революционные изменения: Фредерик Тейлор более ста лет назад писал, что высокие результаты получаются «в силу замены одной системы основных принципов совершенно другой их системой, в силу замены определенной философии управления промышленным предприятием совершенно отличной его философией» [41, с. 83]. Без периодических революционных изменений организация просто погибнет [1, 9].
В то же время многие признают управление изменениями принципиально невозможным. Джим Клеммер писал: «Менеджмент перемен — это оксюморон... изменениями нельзя управлять» [34, с. 269]. Генри Минцберг даже отмечал, что словосочетание «управляемые изменения» «остроумно глупо» и «перемены не могут быть «управляемыми», по крайней мере если это слово применяется в значении «принуждение» [34, с. 268]. По мнению Джона Коттера, проведение изменений относится к сфере лидерства, а не менеджмента и изменения должны разрабатываться и проводиться неформально под руководством лидера [29]. Однако с этими положениями можно согласиться лишь частично: без четкого управления невозможно обеспечить достижение намеченной цели, кроме того, «управление изменениями требует разработки своей стратегии» [42, с. 102]. Разработка стратегии может исходить только из поставленной цели, но «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [35, с. 76].
То, что «стратегическое управление и управление организационными изменениями — это смежные науки об управлении» [11, с. 81], отмечают и отечественные авторы. По нашему мнению, это два взаимосвязанных раздела менеджмента [21].
В настоящей статье показано решение вопросов теории организационных целей, разработки стратегии развития и стратегического управления как при эволюционном развитии, так и при революционном. Некоторые затронутые здесь вопросы, например относящиеся к трансформации культуры, подробнее рассмотрены в нашей статье «Полная модель управления организацией» [25].
СОДЕРЖАНИЕ
ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Проблема главной цели организации
Четыре категории целей организации
Два дерева целей организации: эволюционного и революционного развития
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Система целеполагания в естественных организациях
Система целеполагания в больших естественных организациях
Проблемы целеполагания в искусственных организациях и их разрешение
Цикл развития организации
Стратегическое управление революционным и эволюционным развитием
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 48 источников
Рисунки - 5
Целеполагание и стратегическое управление развитием организации // Менеджмент сегодня. - 2017. - №3
Аннотация новой статьи 2021 года: "Система стратегического управления организацией".
Понятие стратегии в менеджменте впервые было определено еще Альфредом Чандлером в 1962 годуТем не менее, и стратегия, и стратегическое управление организацией в основном остается в рамках научных статей и монографий. Основная причина этого в том, что в капиталистическом предприятии интересы собственника и наемного руководства, управляющего предприятием, противоположны. Стратегия собственника направлена на его личные интересы, в которые входит развитие его собственного предприятия. В личные же интересы наемного персонала входит его личное развитие, и даже с нанесением ущерба предприятию. Соответственно только 10% сформулированных стратегий реализуются организациями на практике (цифра, которую Том Питерс назвал «чрезмерно раздутой»!). Предлагаемая статья, на базе наших предыдущих с анализом и развитием трудов классиков экономики и социологии, лауреатов Нобелевских премий по экономике, показывает что это и возможно, и необходимо.